Вчера стало известно, что компания Japan Tobacco (JTI) сделала предложение о покупке британской табачной компании Gallaher. Об этом сообщило агентство Bloomberg. Если сделка состоится, JTI получит контроль над российской табачной фабрикой «Лигетт Дукат», которая сейчас принадлежит Gallaher, и станет лидером на российском рынке, а также в Казахстане и на Украине.
Как сообщают «Ведомости», в Gallaher признали, что получили предложение о переговорах. «Gallaher Group Plc подтверждает, что к ней действительно поступило обращение, которое может привести, а может и не привести к формированию предложения. Это обращение носит предварительный характер», — подчеркнула управляющая по корпоративным отношениям «Лигетт Дукат» Елена Мамонтова.
Вчера на LSE акции Gallaher выросли на 23%, до £12,02. Если сделка состоится, объединенная компания станет первой по величине на российском рынке, обогнав Philip Morris и British American Tobacco. По данным «Бизнес Аналитики» на октябрь 2006 года, JTI контролирует 18,1% рынка, Gallaher – 17,2%.
По данным статистики, в 2005 году «Лигетт Дукат» занимала третье место в России по производству сигарет (около 70 млрд штук). «Если кто-то из лидеров рынка получает контроль над „Лигетт Дукат“, то автоматически занимает первое место в России, — говорит г-н Королев. — На мировом рынке JTI станет ближе к лидерам — Philip Morris и BAT, но сохранит третье место». Однако, по его словам, покупка Gallaher, возможно, более принципиальна для BAT: в таком случае она обгонит Philip Morris и выйдет на первое место в мире. Однако представитель одной из российских табачных компаний считает, что, если JTI купит Gallaher, это необязательно приведет к объединению в России JTI и „Лигетт Дукат“«. Компания Gallaher производит марки «Дукат», «Прима», Sobranie, Sovereign, LD, CITY, «Тройка», «Арбат», «Московские».
По оценкам аналитиков, в 2005 году JTI занимала около 18% российского табачного рынка в денежном выражении, около 16% – в натуральном. В России ей принадлежат две табачных фабрики – «Петро» и «JTI-Елец». Основными торговыми марками компании являются Camel, Winston, Salem, «Петр I». Компания заявляла ранее в этом году, что намерена увеличить производственные мощности в России за 3-4 года на 40% -до 100 млрд сигарет в год.
Российский сегмент для компании Gallaher важен. Gallaher в 2005 году продемонстрировала 2%-ый рост объемов продаж за счет, главным образом, значительных доходов, полученныхв России, где этой компании принадлежит 17% рынка.
Благодаря самой продаваемой российской марке сигарет LD, показатели продажи улучшились – 29 млрд. штук. По результатам продаж, эта марка близка к тому, чтобы занять место в мировом рейтинге продаж Тор 10. В этом году прибыль выросла на 2,2% до 516 млн. фунтов стерлингов (до изымания налогов), а объем продаж – на 1,2%, составив 8,2 млрд. фунтов стерлингов.Российский табачный рынок в значительной степени встроен в интернациональный, поэтому и сделки M&A на мировом табачном рынке отражаются на российском табачном бизнесе. Примечательно, что в России и марки Gallaher, и марки JTI по преимуществу относятся к эконом-классу. Таким образом, в результате сделки может статься, что россияне, предпочитающие относительно дешевые сигареты, будут курить в основном сигареты JTI.
Годовой объем мирового производства табачного сырья всех видов составляет более 5,8 млн. т; из них 67% приходится на долю Virginia, 14% – на долю Burley; 13% – на долю табака Orient.
По данным РБК, наиболее крупными производителями табака в мире являются Китай, США, Индия, Бразилия, Турция, Индонезия; в Европе – Греция, Италия и Болгария. Ежегодный экспорт табачного сырья колеблется от 20 до 30% общего объема производства. Больше всего экспортируют табачное сырье Бразилия, США, Зимбабве, Турция, Италия и Греция.
Крупнейшими импортерами табака являются США, Германия, Россия, Великобритания, Япония, Голландия.
В настоящее время продажи сигарет в России и СНГ растут, в то время как спрос на них в Западной Европе и самой Японии падает или стоит на месте.
На 2005 год российский рынок табака занимал по объемам 3 место после США и Китая. Оптовый рынок табачных изделий в России оценивался на конец 2005 года более чем в $10 млрд. Емкость рынка табачных изделий РФ составляла порядка 335 млрд. шт. на 210 млрд. руб. При этом темпы роста табачного рынка в России более динамичны, нежели в Европе и США. В 2005 году рынок табачных изделий преодолел отметку в 400 млрд. сигарет.