Президент ЮКОСа Стивен Тиди подал в отставку, поскольку «исчерпал все возможности... сохранить или восстановить стоимость компании после экспроприации Юганскнефтегаза». В письме совету директоров компании он говорит, что уйдет 1 августа 2006 года – в день, на который назначены судебные слушания по делу о банкротстве компании.
Письмо было написано еще вчера, в среду, однако о решении Тиди стало известно лишь сегодня – за несколько часов до собрания кредиторов ЮКОСа, на котором должно было быть принято решение о ликвидации компании. Однако собрание сегодня продолжалось недолго, по просьбе представителя ФНС был объявлен перерыв на пять дней.
Ожидалось, что на собрании кредиторов Тиди представит план финансового оздоровления компании. Он предлагал расплатиться с долгами, продав принадлежащие ЮКОСу акции «Сибнефти», «Юганскнефтегаза» и «Арктикгаза».
На собрании также было запланировано, что временный управляющий ЮКОСом Эдуард Ребгун представит свое заключение о финансовом состоянии компании. Тиди пишет, что не видел копию этого заключения, но, как ему рассказали, Ребгун «сделал вывод, что компания стоит $15 млрд. (половина ее стоимости) и имеет долги более чем на $17 млрд.». «Мне сказали, что он (Ребгун) пришел к выводу, что финансовое реструктурирование невозможно, и ликвидация – единственная альтернатива», – говорится в письме Стивена Тиди. В связи с этим Тиди заявил, что собрание кредиторов будет «фикцией».
На открывшемся сегодня собрании Ребгун оценил ЮКОС в $16,890 млрд., а долги компании – в $18,560 млрд. «Компания оценивает себя в $30 млрд.», – отметил он. Представитель ЮКОСа, в свою очередь, заявил, что менеджеры компании считают ее платежеспособной, а оценку ее стоимости Ребгуном – недостоверной.
Затем собрание кредиторов объявило перерыв до 25 июля по просьбе представителя Федеральной налоговой службы.
По его словам, в документах финансового анализа, подготовленных Ребгуном, отсутствует раздел, который должен содержать результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника.
Стивен Тиди отказался участвовать в телеконференции, в ходе которой он должне был представить план финансового оздоровления компании.
«Я больше не могу предпринять ничего, что принесло бы компании материальную прибыль. Я отказываюсь от должности, потому что не смог решить четыре основных задачи: выполнить все обязательства перед служащими, оплатить все законно полученные кредиты, вернуть в полном объеме права ЮКОСа на «Юганскнефтегаз», которые были незаконно отобраны у компании, сохранить имущество компании в России и за ее пределами», – говорится в письме Тиди совету директоров.
По его словам, теперь добиться возмещения ущерба, вернуть «Юганскнефтегаз» и не допустить банкротства можно только через Европейский суд. Тиди отмечает, что рассмотрение дела в Европейском суде будет «долгим и исключительно юридическим процессом, который не потребует от меня продолжения работы на занимаемой мною должности президента компании».
Группа «МЕНАТЕП» с пониманием восприняла письмо президента ЮКОСа о его желании покинуть свой пост, заявил Агентству нефтяной информации (АНИ) финансовый директор Group Menatep Ltd. Тим Осборн. Он назвал Стивена Тиди «уважаемым и самоотверженным человек», который «загнан в угол позицией временного управляющего и общей ситуацией вокруг компании».
«Сейчас понятно, и, думаю, сегодня мы это увидим, что ЮКОС в самые ближайшие сроки будет ликвидирован и распродан за долги. Шансов спасти ЮКОС уже не осталось», – сказал Тим Осборн.
Отвечая на вопрос о последующих действиях группы «МЕНАТЕП», Тим Осборн сказал: «Я думаю, после сегодняшнего собрания кредиторов и суда 1 августа акционеры уже ничего сделать не могут, они будут наблюдать крушение ЮКОСа».
Напомним, в декабре 2004 года, в ходе атаки государства на ЮКОС и уголовного преследования его владельца Михаила Ходорковского, главная «дочка» нефтяной компании, «Юганскнефтегаз», была продана с аукциона за долги. Сделка получилась крайне сомнительной: покупку совершила никому не известная «Байкалфинансгрупп», которую через несколько дней купила государственная «Роснефть».
Недавно ЮКОС безуспешно пытался оспорить в лондонском Высоком суде IPO «Роснефти», упирая на то, что большую часть активов госкомпании составляют мощности «Юганскнефтегаза», который, как утверждали представители ЮКОСа, был отобран незаконно.
Стивен Тиди довольно долго продержался на посту президента ЮКОСа перед своей отставкой, считает аналитик ИК «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров.
В интервью «Полит.ру» Нестеров отметил, что руководство ЮКОСа хорошо понимает дальнейшую судьбу компании, и отставка президента была лишь вопросом времени. Тиди потерял всю полноту власти гораздо раньше - компания плохо управлялась, в менеджменте наметился раскол: все это в целом делало отставку Тиди закономерной.
При этом эксперт отметил, что несмотря на то, что форма ликвидации компании еще неясна, рынок давно уже воспринимает ее как кандидата на продажу. По словам Нестерова, основной вопрос на сегодняшний день: будет ли она продана целиком или частями. Причем желающих заполучить активы ЮКОСа сегодня более чем достаточно, включая таких крупных игроков как «Газпром» и «Роснефть».
Отметим, что сегодня в ЮКОСе подтвердили факт получения письма от «Газпрома» с предложениями о покупке 20% принадлежащих ЮКОСу акций «Газпромнефти».
Ранее сообщалось, что «Газпром» 18 июля направил ЮКОСу письмо с предложением продать принадлежащие ему 20% акций «Газпромнефти». Предложение было направлено после изучения «Газпромом» плана финансового оздоровления ЮКОСа. В нем, в частности, заявляется о намерении продать оставшиеся акции «Газпромнефти» за $4,2 млн.
Между тем в тексте также изложены причины, по которым «Газпром» «считает необходимым снизить цену акций, а взаимоприемлемую цену обсудить в ходе переговоров».
По мнению руководства «Газпрома», сделка отвечает интересам ЮКОСа, его акционеров и кредиторов, и на предложение последует положительный ответ. Отметим, что если ЮКОС согласится продать имеющиеся у него акции «Газпромнефти» (ранее эта компания называлась «Сибнефть»), то в распоряжении «Газпрома» окажется почти 100% акций компании.
В случае достижения договоренности «Газпрома» с ЮКОСом условия сделки подлежат согласованию с временным управляющим, назначенным арбитражным судом.
Управляющий компании Эдуард Ребгун сообщил, что «Роснефть» по аналогичному вопросу к нему не обращалась. «Я и по поводу Газпрома узнаю это от компании ЮКОС. Если они решат продать свой пакет, они представят мне контракт с разъяснениями, почему это надо сделать», – сказал Ребгун.
Говоря об отставке главы ЮКОСа Стивена Тиди, Ребгун сообщил, что в дальнейшем он как временный управляющий будет работать «с тем, кого назначат». «Мне об этом сказал совет директоров», – сказал он, отвечая на вопрос, как он узнал об отставке Тиди.