Более чем на 35% подешевели акции ЮКОСа после того, как кредиторы признали опальную компанию банкротом и отказались от процедуры финансового оздоровления в отношении ЮКОСа. Решение было принято на голосовании подавляющим большинством голосов кредиторов, которые в основном представлены Федеральной налоговой службой и «Роснефтью».
Кредиторы решили обратиться в Арбитражный суд с ходатайством о признании ЮКОСа банкротом и об открытии конкурсного производства, то есть о распродаже активов компании. Они также приняли решение образовать комитет кредиторов должника в составе семи человек.
Временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун заявил на собрании кредиторов ЮКОСа, что он считает невозможным восстановление платежеспособности компании и предлагает признать ЮКОС банкротом и ввести конкурсное производство. Ребгун отметил, что финансовый анализ, проведенный им, показывает, что структура баланса компании неудовлетворительна. По его словам, кредиторская задолженность ЮКОСа, признанная судом, составляет 491,575 млрд. рублей (более $18 млрд.), в то время как его активы – 477,146 млрд. рублей ($17,7 млрд.). Таким образом, отметил он, даже продажа всего имущества компании не способна удовлетворить требования всех кредиторов.
Финансовый директор группы «МЕНАТЕП» Тим Осборн заявил на собрании кредиторов компании, что он по-прежнему считает ЮКОС платежеспособным. Он напомнил, что активы компании руководство ЮКОСа оценивает в $37,7 млрд., а задолженность – в $18 млрд. Осборн считает, что если кредиторы примут рекомендации Ребгуна, «они совершат великую ошибку». По его мнению, продажа активов будет проведена по искусственно заниженным ценам и не соберет необходимых средства для погашения имеющихся обязательств.
По словам представителя Ребгуна, разница в оценках стоимости компании, сделанных управляющим, и оценках менеджмента связана с тем, что Ребгун учитывает ликвидационную стоимость компании. Речь идет о том, что в условиях ограниченности времени на продажу цена значительно снижается.
На прошлой неделе президент ЮКОСа Стивен Тиди подал в отставку. В письме совету директоров он сказал, что «исчерпал все возможности... сохранить или восстановить стоимость компании после экспроприации Юганскнефтегаза». «Я больше не могу предпринять ничего, что принесло бы компании материальную прибыль. Я отказываюсь от должности, потому что не смог решить четыре основных задачи: выполнить все обязательства перед служащими, оплатить все законно полученные кредиты, вернуть в полном объеме права ЮКОСа на «Юганскнефтегаз», которые были незаконно отобраны у компании, сохранить имущество компании в России и за ее пределами», – написал Тиди.
Сейчас на активы ЮКОСа имеется два основных претендента – это госкомпании «Роснефть» и «Газпром». Как полагают аналитики, перерабатывающие мощности ЮКОСа отойдут «Роснефти», а добывающие – «Газпрому».