будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Газпром» Болгария Венгрия Евросоюз Италия Сербия «Турецкий поток» «Южный поток»
Июль 2, 2025
Хозяйство
Белогорьев Алексей

«Южный поток». Возрождения не ожидается

«Южный поток». Возрождения не ожидается
800-600_GREmVUx
Презентация проекта "Южный поток"

Договариваясь о строительстве газопроводов с Болгарией, Сербией и Венгрией, «Газпром» фактически реанимирует отмененный по требованию Еврокомиссии в 2013 году проект «Южный поток», утверждает газета «Коммерсантъ». Правда, «реанимированный» проект предполагает вчетверо меньшую мощность, оговаривается газета.

Доказательством версии издание считает тот факт, что с начала июня «Газпром» подписал с Болгарией, Сербией и Венгрией «дорожные карты» по развитию газопроводов для поставок газа из запланированной второй нитки газопровода «Турецкий поток». Этот проект позволяет «Газпрому» обеспечить газом Балканы. Правда, он, по всей видимости, будет конкурировать с другим проектом холдинга по доставке газа в Южную Италию, газопроводом Poseidon.

Прокомментировать эту информацию для «Полит.ру» согласился Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов. По его оценке, речь, безусловно, не идет о реанимации «Южного потока» – скорее это просто заявления о намерениях, не предполагающие никаких серьезных обязательств.

«Эти действия, конечно, не являются реанимацией «Южного потока». Основная цель «Южного потока» заключалась в том, чтобы перенаправить потоки газа, которые идут через Украину, по безтранзитному маршруту. Такой цели перед «Турецким потоком», нитку которого могут использовать, не ставится: эта задача сейчас решается за счет строительства «Северного потока-2» с полным изменением логистики поставок в страны Центральной Европы – и даже, возможно, Юго-Восточной Европы.

То есть целеполагание к проекта совершенно другое. Но если отбросить политическую составляющую российско-турецких отношений, а они играют тут определенную роль, то от той цели, которая заключалась в уходе от транзита через Украину, осталась только часть, связанная с отказом от транзита по Трансбалканскому газопроводу в Турцию. Эта цель достигается строительством первой нитки «Турецкого потока»: нитка целиком заменяет действующий Трансбалканский маршрут.

Вторая нитка «Турецкого потока», в принципе, тоже может частично разгрузить «Северный поток-2» за счет снижения нагрузки на него либо в балканские страны, либо в Италию. Но здесь у «Газпрома» как раз есть сложности – до сих пор непонятно, как им газ доставить. Тем более что на рынке Южной Италии будет явная конкуренция за счет столкновения в одном географическом коридоре поставок российского и азербайджанского газа. То есть с Южной Италией, насколько я понимаю, пока ничего не получается, поэтому рассматривается вариант поставок в балканские страны. Или через балканские страны дальше – например, в Австрию.

Но здесь еще никакой новости нет, потому что эти идеи были озвучены еще в декабре 2014 года, когда о проекте «Турецкий поток» еще только было объявлено. То есть это еще первоначальные замыслы «Газпрома». И очевидно, что этот газ не дойдет до Италии, а если говорить о «Южном потоке», он-то как раз должен был идти в Италию. То есть поставки газа во все упоминающиеся в газете страны использовались бы, с одной стороны, для удовлетворения их внутреннего спроса, а с другой – для поставок в Италию, которая является ключевым после Германии рынком газа для России в Европейском союзе.

 
Промышленные корпуса НПЗ / YouTube.com

Очевидно, что сейчас этот вариант не рассматривается: речь идет только о газоснабжении Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Австрии и Венгрии (может быть, еще Словении) – то есть стран Юго-Восточной и отчасти Центральной Европы. И здесь я вижу два существенных аспекта.

Первый состоит в том, что Австрия, а особенно Венгрия и Сербия, были крайне недовольны отказом от строительства «Южного потока». Об этом они, собственно, прямо и заявляли фактически на уровне первых лиц. И на всех переговорах они постоянно требуют от «Газпрома» дополнительных гарантий обеспечения надежности поставок на свой рынок. Учитывая, с какими сложностями сталкивается «Северный поток-2», который был предложен «Газпромом» взамен «Южного потока», очевидно, что на холдинг оказывается достаточно сильное давление с целью заставить его создать второй альтернативный маршрут за счет «Турецкого потока».

Для «Газпрома», мне кажется, это больше головная боль, чем его собственное желание, поскольку неочевидно, что экономически будет более рентабельным, чем поставки по «Северному потоку-2». Внутри России произошли очень серьезные изменения в географии добычи газа – она сместилась существенно на Ямальский полуостров. Учитывая, что вся газопроводная инфраструктура уже была построена в Ленинградской области, сейчас для нас дешевле поставлять газ по «Северному потоку», чем тот же газ вести до Краснодарского края и дальше по газопроводу на балканские страны.

Словом, экономически «Газпром» сейчас в этом менее заинтересован, чем это было ранее, когда создавался проект «Южного потока». А если говорить о втором аспекте дела, то непонятно, кто и на какие деньги будет строить газопроводы по территориям этих стран. И, главное, непонятно, как они будут вписываться в Третий энергетический пакет с требованием 50-процентного бронирования мощности для альтернативных поставщиков – что «Газпрому» совершенно неинтересно.

То есть сам он строить эти газопроводы очевидно не хочет, не хочет и вкладывать в это деньги. Был расчет, что удастся использовать статью 13 Третьей газовой директивы, согласно которой национальные операторы в европейских странах обязаны строить новые транспортные мощности или модернизировать имеющиеся, если есть заявки на дополнительные поставки газа со стороны поставщиков или потребителей. Но пока этот механизм, честно говоря, только отрабатывается – вот у Германии появился первый опыт его использования. То есть он есть, но опыт его применения крайне незначителен.

И поскольку все эти страны – Болгария, Сербия, Греция – через которые могут пойти эти газопроводы, являются странами с ограниченными финансовыми возможностями, то с их стороны никакого желания вкладывать деньги в этот проект нет. С их стороны всегда было желание, чтобы «Газпром» строил все на свои средства с минимальным софинансированием с их стороны.

 

 
Газпром. Подгонка труб / gazprom.ru

В общем, здесь вопроса два: о себестоимости, то есть каким маршрутом дешевле поставлять, и о том, как и за счет чего все это строить. Поэтому мне представляется, что все эти нынешние соглашения, «дорожные карты» есть в большей мере просто ответ «Газпрома» на инициативы со стороны этих стран. Особенно, конечно, это касается Болгарии, которой просто не доверяют после истории с «Южным потоком» и некоторых предыдущих энергетических конфликтов – Болгария у нас вообще негласно уже не воспринимается как субъект в энергетических отношениях, с которым можно вести серьезные переговоры. Она считается страной, полностью зависящей от Еврокомиссии, и все соглашения с ней носят достаточно условный характер.

Так что я бы пока воспринял составление таких «дорожных карт» просто как реверанс в сторону этих стран, в особенности в сторону Венгрии и Сербии. С Сербией же вообще вопрос достаточно сложный: Россия сильно обидела ее, когда отказалась от «Южного потока». И поскольку все отношения с Сербией, экономические и политические, выстраивались на каркасе реализации этого проекта (он был таким «локомотивом» двухсторонних отношений), а Россия отказалась от него, даже не проконсультировавшись с Сербией, конечно, вызвало бурю возмущения.

А Сербия – действительно важный для России партнер и в силу своего геополитического положения, и в силу экономического потенциала. Поэтому, конечно, с ней нужно выстраивать доверительные отношения и сохранять отношения, идти на какие-то уступки. Так что все эти новости о «дорожных картах» я воспринимал бы как ответ на пожелания европейских стран без каких-либо серьезных обязательств со стороны «Газпрома». Все эти «дорожные карты» ничуть не приближают строительства второй ветки «Турецкого потока» – это пока все-таки лишь заявления о намерениях не очень большой экономической значимости», – сказал Алексей Белогорьев.

Белогорьев Алексей
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).