Госдума ратифицировала соглашение по ВТО силами «Единой России»: вся парламентская оппозиция единым фронтом выступает против. Соответственно и за последствия, какими бы они ни были, отвечать тоже партии власти. При этом глава комитета Думы по экономполитике публично признал: часть российских предприятий вступления в ВТО могут не пережить.
Во вторник, 10 июля, Государственная дума в первом и последнем чтении приняла законопроект «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Принятие документа состоялось усилиями фракции парламентского большинства – «Единой России». Все остальные фракции отказались поддерживать данный документ, и привели свои доводы. Но возражения оппозиции, как обычно, услышаны не были.
Документ нижней палате представил министр экономического развития Андрей Белоусов. По словам министра, документ необходимо принять, поскольку в современном мире не выигрывают те, кто исповедует принципы изоляционизма и протекционизма. Кроме того, он заверил, что переход будет мягким: есть доходящие до семи лет сроки на адаптацию для различных отраслей российской экономики.
«Кроме того существуют преференции для производства, в частности - для авиации и танков», - заверил собравшихся министр.
Высказываясь в поддержку законопроекта, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский хотя и заявил, что вступление в ВТО необходимо, «если мы не собираемся консервировать свою отсталость», признал, что
«Надо сказать нашим соотечественникам, что на первых порах нам будет совсем не просто конкурировать с зарубежными производителями. Производству придется очень быстро перестраиваться, изыскивать новые резервы, что быть более конкурентоспособными. И в будущем возможны некоторые разочарования от вступления в ВТО», - заявил Руденский палате.
Депутат сообщил, что нам необходимо настроить поддержку малого и среднего бизнеса
дать предприятиям доступ к дешевым кредитам. «Другого пути у нас просто нет», - заявил председатель комитета по экономполитике, признав таким образом, что в случае недостаточно оперативной реакции финансового сектора средний и малый бизнес в России ждут самые неприятные последствия и… попросил от лица комитета принять законопроект.
Оппозиция же против предложения высказывается по-прежнему весьма негативно.
со стороны правительства и партии власти о необходимости этого процесса.
Выступая в начале пленарного заседания, зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов привел целый список весьма жестких аргументов. По словам эсера
а сам факт вступления во Всемирную торговую организацию не отменяет автоматически тех 2 тысяч ограничений, которые действуют уже сейчас для наших производителей.
«Следующий аргумент, который даже пришлось услышать от почти самого высшего руководства о том, что «да какая проблема – мы вступим в ВТО, если будет плохо, мы оттуда выйдем». Так вот, уважаемые коллеги,
Тоже есть аргумент: «Оттуда никто не вышел». Конечно, никто не вышел, потому что те, кто решили выйти из ВТО, даже компенсировать все убытки всех партнеров по ВТО, причем с учетом упущенной выгоды… Кто же оттуда выйдет? Коллеги, если мы задумаем выйти оттуда, то все наши инвестиции за рубежом будут арестованы. Это будет ситуация похуже, чем с царскими долгами после революции», - заверил эсер палату.
Не рады вступлению в ВТО и коммунисты. Член фракции КПРФ Анатолий Локоть поблагодарил Руденского за честность во время выступления и напомнил, что
«Хочу также обратить внимание на ОПК. У нас там 1300 предприятий с 2 млн рабочих мест в 64 субъектах Российской федерации. Многие из них в очень тяжелом положении, часть – предбанкроты. За два последних года их как-то спасали субсидиями. А в ВТО делать это будет крайне затруднительно, практически невозможно», - заявил депутат в ходе заседания.
А коммунист, член комитета Думы по бюджету и налогам Владимир Федоткин, привел неутешительные цифры:
- спрашивает коммунист. А член КПРФ Никитчук, напомнил, на сколько за последнее время без всякого ВТО в России вырос импорт продуктов питания: мяса – в 3 раза, рыбы свежей – в 2,5 раза, молока – в 3 раза.
«За то же время поголовье крупного рогатого скота довели до уровня 1913 года, вылов рыбы уменьшился в 2 раза, и всего на покупку импортного продовольствия мы уже сейчас тратим 40-45 млрд долларов», - сообщил коммунист и спросил Белоусова, согласен ли он подписать документ о готовности к уголовной ответственности в случае, если все негативные последствия, о которых предупреждает оппозиция, будут реализованы.
На это глава Минэка ответил, что согласен, но только вместе с Никитчуком.
«Согласен вместе с вами, если вы подпишите аналогичные бумаги об ответственности за потерю многомиллиардных инвестиций и сотен миллионов долларов от экспорта, которые страна не получит», - парировал Белоусов.
От ЛДПР протест против вступления в ВТО высказал лично лидер-либерал демократов Владимир Жириновский. Заявление он сделал в своей экспрессивной манере.
Но аргументы оппозиции на решение Госдумы не повлияли. Выступая в завершение обсуждения законопроекта, депутат от «Единой России» Дмитрий Савельев заявил, что после 18 лет ожиданий и коллективной работы Россия впервые стоит перед реальным вступлением во Всемирную торговую организацию.
«Есть сторонники, есть противники – это нормально», - заявил первый зампред фракции «Единой России» и заверил, что
которая продиктована как раз нашим невступлением в ВТО.
А глава Минэка Андрей Белоусов выразил облегчение, что мы теперь поставим точку в процессе, который длится уже более полутора десятков лет.
По просьбе КПРФ протокол приняли поименным голосованием. Результат: 238 голосов – «за» (как раз по количеству мандатов фракции «Единая Россия»), 201 – «против» и 1 – «воздержался». Таким образом можно сказать, что
Теперь, после вступления в силу протокола о входе России в ВТО, Госдумой будут приняты порядка 10 законопроектов, направленных на адаптацию российской экономики.