До сих пор в наших статьях по поводу московской жизни мы касались, так сказать, «реального сектора»: уличной торговли и жилищного строительства. Недавно новый мэр столицы выразил крайнее недовольство доставшейся ему структурой городского бюджета. Попробуем и мы разобраться в этом документе, описывающем финансовое хозяйство, вполне сопоставимое с размером федерального бюджета Российской Федерации.
Если сравнить доходы бюджета г. Москвы за прошедший 2009 год (1,3 трлн. руб.) с доходами федерального бюджета за этот же год (7,3 трлн. руб.), то перекос в сторону столицы виден невооруженным взглядом: при численности населения в 8% от общей численности населения страны, бюджет данного субъекта составляет 18% от бюджета Федерации. Аналогичное отношение получается при сопоставлении доходов бюджета столицы с доходами консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации – доля московского бюджета там тоже составляет 18%.
Поскольку бюджет города представляет чересчур большой агрегат, то сразу трудно будет сказать, в каком именно направлении произойдет его оптимизация. Поэтому мы можем пока рассмотреть только отдельные стороны бюджетного процесса, рассчитывая, что со временем станут ясными все остальные.
Итак, первая сторона бюджетного процесса – это структура его доходной части. В Москве она достаточно простая: 85% доходов приходится на два налога – налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Остальные налоги и неналоговые доходы составляют совершенно незначительный объем, и даже, казалось бы, такой эффективный налог, как налог на имущество, дает всего 6% доходов.
Эта очень низкая цифра налога на имущества (80 млрд. руб.) выглядит достаточно странно, потому что чего-чего, а имущества в Москве более чем достаточно, и облагать здесь всегда найдется что. Однако и налог, и просто доходы города от сдачи в аренду собственного имущества (60 млрд. руб.) крайне малы, что не может не насторожить любого мало-мальски грамотного финансиста.
Незначительные доходы города от расположенного на его территории имущества вызывают недоумение еще и по чисто теоретическим соображениям. Дело в том, что традиционно любое городское поселение получает доход, во-первых, от сдачи в аренду городской земли и, во-вторых, от сдачи в аренду построек, принадлежащих городу. Эти доходы и являются основой городского бюджета. Далее, если городское поселение развивается, то оно может использовать эту недвижимость в качестве объекта залога при получении банковских кредитов или как обеспечение при выпуске займов. Получив дополнительные денежные ресурсы и инвестировав их в городское хозяйство, городское управление создает новые активы, доходы от эксплуатации которых служат источником для погашения созданной ранее задолженности.
Такова общая схема финансирования развития городского хозяйства, и поэтому не может не вызвать удивление ее полное отсутствие в таком бурно развивающемся мегаполисе, как Москва. Наверное, в городе и так хватает разного рода ресурсов – как внутренних, так и внешних, - поэтому прибегать к такого рода ипотечным схемам просто не нужно. Но даже если это так, все равно очень странно, что имущество, расположенное на территории города, является третьестепенным источником дохода его бюджета.
Коротко рассмотрев доходную сторону бюджетного процесса, мы теперь рассмотрим его расходную сторону, которая, надо сразу отметить, в несколько раз сложнее и больше. Причем настолько сложнее и больше, что есть риск утонуть в море цифр, так ничего толком и не поняв. Поэтому для простоты мы выделим несколько значимых статей расходов, которые, как нам кажется, дадут достаточно емкое представление о направлении и использовании средств городского бюджета.
Первая по значимости статья расходов городского бюджета – это разного рода доплаты и субсидии, которые имеют совершенно разных адресатов. Во-первых, городской бюджет доплачивает сотрудникам правоохранительных и воинских структур – на эти цели выделяется по 22 млрд. руб. в 2009 и 2010 годах. Во-вторых, бюджет города выдает субсидии на оплату проезда в городском общественном транспорте льготным категориям граждан: ГУП «Мосгортранс» получает за перевозку льготников 18 млрд., 25 млрд. и 29 млрд. руб. в 2009, 2010 и в 2011 годах (будем пользоваться вариантом «лужковского» бюджета на 2011 год, не учитывая намерений пересмотра), а ГУП «Московский метрополитен» - соответственно, 16 млрд., 20 и 24 млрд. руб. Московской железной дороге на оплату перевозок в пригородных поездах дают 1,7 млрд., 1,9 млрд. и 2,1 млрд. руб. В-третьих, бюджет выдает субсидии на ремонт в многоквартирных домах и на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, соответственно 26 млрд. и 48 млрд. руб. в 2009 году. В-четвертых, городской бюджет материально поддерживает средства массовой информации. Для этого выделяются субсидии телеканалам «ТВ Центр», «ГТК ТВ Столица» и «ТВ Столица плюс» (всего около 5 млрд. руб. ежегодно), и длинному перечню газет и журналов, в который входят, само собой, «Московский комсомолец» и «Тверская, 13». В-пятых, из бюджета производятся доплаты к пенсиям неработающего населения – 77,7 млрд., 107,6 млрд. и 123,5 млрд. руб. ежегодно, и, видимо, той же категории граждан оказывается еще один вид социальной помощи в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг – 9,3 млрд., 17,7 млрд. и 25,8 млрд. руб. соответственно за 2009, 2010 и 2011 годы. И, в-шестых, из бюджета финансируется бесплатный отпуск лекарств, бесплатное детское питание, ежемесячное пособие на ребенка и школьное питание, на которые, в общей сложности, расходуется 20 млрд., 27 млрд. и 32 млрд. руб.
Таким образом, если подвести итог по одному направлению расходов московского бюджета, который условно можно назвать социальным, то по нему в прошедшем году прошло 250 млрд. р.
Вторая по значимости статья расходов – это, разумеется, городские инвестиции. Статья эта очень большая, «тяжелая», поэтому ее, опять же ради простоты понимания, имеет смысл разбить на три части. Первая часть - это инвестирование в резервы, вроде городского продовольственного фонда, которое составляет около 10 млрд. руб. в год. Вторая часть – это, собственно, и есть инвестиции, во всяком случае, как они понимаются большинством населения, – строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, строительство линий городского транспорта, капитальный ремонт и строительство жилья, строительство и ремонт городских коммуникаций. Все вместе эти инвестиции составляют около 350 млрд. рублей.
При этом надо отметить, что хотя этого рода расходы нарастают (до 392 млрд. руб. в 2010 году и до 375 млрд. в 2011 году), однако их структура кардинально меняется. Если в прошедшем году на дорожное хозяйство и городской транспорт бюджет города собирался потратить 95 млрд. руб., то вот на 2011 год расходы на эти мероприятия запланированы были в размере всего 10 млрд. руб. Что означает, конечно, полную остановку дорожного и транспортного строительства в городе. И эти планы, разумеется, находятся в вопиющем противоречии с планами нового мэра, которому приходится резко, буквально на ходу, менять эти бюджетные проектировки.
И третья часть инвестиций – это взносы г. Москвы в уставные капиталы акционерных обществ и в уставные фонды ГУПов, которые в прошлом году составили 86 млрд. рублей. Нельзя сказать, чтобы эти суммы были очень большими (тем более, что в 2010 и 2011 годах они резко падают), однако их эффективность очень мала. В 2009 запланировано получить в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городу, 100 млн. руб., в 2010 году – 150 млн. руб., и в 2011 году – 280 млн. руб. Это, конечно, жалкие копейки, потому что от вложений, которые исчисляются сотнями миллиардов рублей, можно ждать дивидендов в десятки миллиардов рублей ежегодно. Но этих миллиардов не видно.
Даже из этого краткого перечня статей доходов и расходов хорошо видно, какими большими резервами располагает бюджет г. Москвы. Вопрос, однако, состоит не только в том, чтобы эти резервы найти, но и в том, чтобы мобилизовать их на финансирование реальных нужд города. Интересно, получится ли это у нового мэра.