будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
добыча полезных ископаемых
Ноябрь 15, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Заходите в недра к нам

Заходите в недра к нам
invest-4
Директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Источник: Фото: rdif.ru

Правительство поручило Министерству природных ресурсов, Министерству экономического развития и Федеральной антимонопольной службе разработать законопроект, который смягчит условия работы иностранных государственной компаний с российскими месторождениями.

Сегодня федеральный закон запрещает компаниям, которые принадлежат иностранным государствам, иметь более 25% акций собственников лицензий на разработку участков недр федерального значения. Частные иностранные инвесторы вправе владеть и большей долей, но только при согласовании покупки с правительственной комиссией по иностранным инвестициям.

При этом, в любом случае, если иностранцам принадлежат 25% акций или более компании-держателя лицензии, то она считается подконтрольной иностранному капиталу и, следовательно, на нее распространяются особые условия контроля.

Впрочем, пока правительственная комиссия ни разу не дала разрешения на покупку слишком большой доли в российской компании-держателе лицензии на разработку стратегического месторождения, так что эта норма законодательства остается спящей.

Иными словами, если новая норма будет принята, то она будет интересна исключительно иностранным государственным компаниям и фондам — частные фирмы в теории могут и сегодня доводить свою долю хоть до 100%.

 
Андрей Варичев

Разговор об изменениях в законодательстве начал 10 июля на заседании правительства генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев. Именно он предложил поправить законодательство «в части увеличения возможности присутствия иностранных инвесторов — безусловно, через рассмотрение на правительственной комиссии — с 25% до 49%». Такие меры, уверен Варичев, необходимы для разработки крупных месторождений, в частности, для привлечения проектного финансирования.

Андрей Варичев, выступая на заседании правительства, говорил от имени всей отрасли, пояснили «Коммерсанту» в «Металлоинвесте».

Действительно, еще весной Российский фонд прямых инвестиций начал поиск в Азии соинвесторов для некоторых перспективных горно-металлургических проектов, в том числе для Наталкинского золоторудного месторождения Polyus Gold, Баимского медного месторождения Millhouse и Удоканского медного месторождения «Металлоинвеста».

Вряд ли откажется от иностранных инвестиций и Уральская горно-металлургическая компания, которая планирует в ближайшее десятилетие начать разработку никеля в бассейне реки Хопер Воронежской области, хотя в самой УГМК пока об этом ничего не говорят.

Однако изменения в законодательстве касаются крупных месторождений нефти, газа, золота, никеля, металлов платиновой группы и меди, именно эти полезные ископаемые, по мнению законодателя, имеют федеральное значение. Таким образом поправки в закон, если они будут приняты, коснутся не только горно-металлургической отрасли.

Они помогут и одному из лидеров нефтегазовой отрасли - «Роснефти». Корпорация и раньше сотрудничала с иностранными госкомпаниями, но тогда речь шла о работе на континентальном шельфе. Иностранцам доставались доли в компаниях-операторах проектов, а лицензии продолжали находиться в собственности «Роснефти».

 
Фото: rosneft.ru

Между тем, «Роснефть» уже заключила меморандум с китайской государственной компанией CNPC на продажу 49% акций в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче», которая владеет лицензией на стратегическое Среднеботуобинское месторождение. Принятие законодательной инициативы позволит этот меморандум полноценно реализовать, равно как и продолжить развивать партнерство с другими азиатскими компаниями для добычи нефти и газа в Сибири и на Дальнем Востоке.

Профильные ведомства, по сведениям «Коммерсанта», хорошо относятся к идее либерализации закона, которая позволит иностранным госкомпаниям вкладываться в добычу полезных ископаемых в России. Заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов заявил, что не возражает против уравнивания прав иностранных, частных и государственных инвесторов. Чиновник пояснил, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям в любом случае сохранит полномочия по «отсечению» не слишком привлекательных компаний.

Практически никто и не скрывает, что изменения в законодательстве готовятся как реакция на санкции западных государств. Государственные компании и суверенные фонды хоть и существуют в некоторых развитых государствах, например в Норвегии, но все же гораздо чаще встречаются в азиатских государствах — от стран Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии, до монархий Персидского залива.

Даже без учета санкций в отношении «Роснефти», которые в среду были приняты Соединенными Штатами, западные компании все менее и менее заинтересованы в сотрудничестве с российскими партнерами. Санкции означают, что долгосрочного финансирования российских проектов по освоению недр — а это по многим причинам чаще всего очень дорогие и крайне сложные работы — на Западе искать больше не придется.

Теперь для получения десятков миллиардов долларов на развитие новых месторождений и строительство магистральных трубопроводов российские компании и правительство должны будут обращаться не к западным транснациональным корпорациям, а к восточным крупнейшим инвесторам «азиатского» происхождения — а они, чаще всего, принадлежат государству.

 
Подписание инвестиционного соглдашения с Департаментом финансов Абу-Даби

Богатые монархии Персидского залива обладают суверенными фондами, которые скупают имущество и инвестируют в различные проекты по всему миру. До сих пор они не могли скупать акции российских компаний, которые держат лицензии на добычу стратегических месторождений, но новый закон может это исправить.

Однако основным бенефициаром изменений может стать Китай — именно он заинтересован в освоении недр российского Дальнего Востока, растущей экономике Поднебесной требуются ресурсы, а доля в собственности может стать хорошей гарантией для вложения средств, например, CNPC, китайского государственного нефтяного концерна.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).