Правительство поручило Министерству природных ресурсов, Министерству экономического развития и Федеральной антимонопольной службе разработать законопроект, который смягчит условия работы иностранных государственной компаний с российскими месторождениями.
Сегодня федеральный закон запрещает компаниям, которые принадлежат иностранным государствам, иметь более 25% акций собственников лицензий на разработку участков недр федерального значения. Частные иностранные инвесторы вправе владеть и большей долей, но только при согласовании покупки с правительственной комиссией по иностранным инвестициям.
При этом, в любом случае, если иностранцам принадлежат 25% акций или более компании-держателя лицензии, то она считается подконтрольной иностранному капиталу и, следовательно, на нее распространяются особые условия контроля.
Впрочем, пока правительственная комиссия ни разу не дала разрешения на покупку слишком большой доли в российской компании-держателе лицензии на разработку стратегического месторождения, так что эта норма законодательства остается спящей.
Иными словами, если новая норма будет принята, то она будет интересна исключительно иностранным государственным компаниям и фондам — частные фирмы в теории могут и сегодня доводить свою долю хоть до 100%.
Разговор об изменениях в законодательстве начал 10 июля на заседании правительства генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев. Именно он предложил поправить законодательство «в части увеличения возможности присутствия иностранных инвесторов — безусловно, через рассмотрение на правительственной комиссии — с 25% до 49%». Такие меры, уверен Варичев, необходимы для разработки крупных месторождений, в частности, для привлечения проектного финансирования.
Андрей Варичев, выступая на заседании правительства, говорил от имени всей отрасли, пояснили «Коммерсанту» в «Металлоинвесте».
Действительно, еще весной Российский фонд прямых инвестиций начал поиск в Азии соинвесторов для некоторых перспективных горно-металлургических проектов, в том числе для Наталкинского золоторудного месторождения Polyus Gold, Баимского медного месторождения Millhouse и Удоканского медного месторождения «Металлоинвеста».
Вряд ли откажется от иностранных инвестиций и Уральская горно-металлургическая компания, которая планирует в ближайшее десятилетие начать разработку никеля в бассейне реки Хопер Воронежской области, хотя в самой УГМК пока об этом ничего не говорят.
Однако изменения в законодательстве касаются крупных месторождений нефти, газа, золота, никеля, металлов платиновой группы и меди, именно эти полезные ископаемые, по мнению законодателя, имеют федеральное значение. Таким образом поправки в закон, если они будут приняты, коснутся не только горно-металлургической отрасли.
Они помогут и одному из лидеров нефтегазовой отрасли - «Роснефти». Корпорация и раньше сотрудничала с иностранными госкомпаниями, но тогда речь шла о работе на континентальном шельфе. Иностранцам доставались доли в компаниях-операторах проектов, а лицензии продолжали находиться в собственности «Роснефти».
Между тем, «Роснефть» уже заключила меморандум с китайской государственной компанией CNPC на продажу 49% акций в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче», которая владеет лицензией на стратегическое Среднеботуобинское месторождение. Принятие законодательной инициативы позволит этот меморандум полноценно реализовать, равно как и продолжить развивать партнерство с другими азиатскими компаниями для добычи нефти и газа в Сибири и на Дальнем Востоке.
Профильные ведомства, по сведениям «Коммерсанта», хорошо относятся к идее либерализации закона, которая позволит иностранным госкомпаниям вкладываться в добычу полезных ископаемых в России. Заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов заявил, что не возражает против уравнивания прав иностранных, частных и государственных инвесторов. Чиновник пояснил, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям в любом случае сохранит полномочия по «отсечению» не слишком привлекательных компаний.
Практически никто и не скрывает, что изменения в законодательстве готовятся как реакция на санкции западных государств. Государственные компании и суверенные фонды хоть и существуют в некоторых развитых государствах, например в Норвегии, но все же гораздо чаще встречаются в азиатских государствах — от стран Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии, до монархий Персидского залива.
Даже без учета санкций в отношении «Роснефти», которые в среду были приняты Соединенными Штатами, западные компании все менее и менее заинтересованы в сотрудничестве с российскими партнерами. Санкции означают, что долгосрочного финансирования российских проектов по освоению недр — а это по многим причинам чаще всего очень дорогие и крайне сложные работы — на Западе искать больше не придется.
Теперь для получения десятков миллиардов долларов на развитие новых месторождений и строительство магистральных трубопроводов российские компании и правительство должны будут обращаться не к западным транснациональным корпорациям, а к восточным крупнейшим инвесторам «азиатского» происхождения — а они, чаще всего, принадлежат государству.
Богатые монархии Персидского залива обладают суверенными фондами, которые скупают имущество и инвестируют в различные проекты по всему миру. До сих пор они не могли скупать акции российских компаний, которые держат лицензии на добычу стратегических месторождений, но новый закон может это исправить.
Однако основным бенефициаром изменений может стать Китай — именно он заинтересован в освоении недр российского Дальнего Востока, растущей экономике Поднебесной требуются ресурсы, а доля в собственности может стать хорошей гарантией для вложения средств, например, CNPC, китайского государственного нефтяного концерна.