будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июль 2, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Залог процветания Украины - спирт

Залог процветания Украины - спирт
98_04

Существует предвзятое мнение, что рост цен на нефть – это хорошо только для нефтедобывающих стран, таких, как Саудовская Аравия или Кувейт, Норвегия или Россия. Доходы у них от этого растут, занятость поднимается, потребление увеличивается. В общем, сплошная благодать. А вот у нефтепотребляющих стран дела идут, наоборот, очень плохо. Топливо дорожает, за ним дорожают перевозки, отопление квартир, подскакивает стоимость посевной и уборочной (если есть, конечно, что убирать), в общем, все плохо.

По мере роста цен разрыв в уровне жизни нефтедобывающих и нефтепотребляющих стран все больше и больше увеличивается, что приводит к абсолютному обогащению одних и абсолютному обнищанию других. Мирного выхода из этой ситуации вроде бы не наблюдается – нефтепотребляющие страны могут ослабить давление высоких нефтяных цен, и заставить их упасть только путем резкого сокращения внутреннего потребления. Но для этого надо на некоторое время перейти на режим жесткой экономии и во многом себе отказать. А это очень тяжело.

Но, как ни странно, даже из подобной, тупиковой, на первый взгляд, ситуации, есть выход. Для всех подряд покупателей нефти он не применим, но для тех из них, кто имеет развитое, высокоинтенсивное и высокопроизводительное сельское хозяйство и развитую пищевую промышленность, проблема нефтяной зависимости может быть успешно решена. Но, прежде чем перейти к рассмотрению роли и места сельского хозяйства в топливно-энергетическом обеспечении, мы должны, для полноты картины, рассмотреть и другие возможные варианты получения топлива из альтернативных источников, по возможности близких к промышленному сектору.

Так, хорошо известно, транспорт в качестве топлива может использовать не только бензин или дизельное топливо, но, например, и природный газ. Так что для некоторых стран, у которых нет нефти, но есть газ, нефтяная зависимость кажется несколько преувеличенной. Надо только наладить его добычу, переработку и дистрибьюцию, и тогда по проспектам крупных городов и улицам небольших поселков будут, как и прежде, весело пофыркивая, бегать миллионы стальных коней, ослепляя пешеходов блеском своих фар. При этом выхлоп у них (в смысле вонь) будет уже не такими противными, как при использовании жидкого топлива.

Если в стране нет и газа, то это тоже не беда, так как и здесь есть выход. Нужно, что бы территория страны обладала большой лесистостью, и имелись в наличии большие ватаги лесорубов, способные оперативно доставлять к местам потребления аккуратно нарубленные чурки, которые могут использоваться как топливо в газогенераторных установках. Здесь нет никакой инновации, так как подобный метод организации снабжения топливом транспортных средств активно использовался во время второй мировой войны во многих воюющих и нейтральных странах. А поскольку сейчас ситуация на мировых нефтяных рынках близка к боевой, то и военные методы энергоснабжения имеют право на существование. Естественно, что полученные подобным образом дрова могут использоваться и по своему прямому назначению, то есть как печное топливо.

Но, вот, если в стране плохо из нефтью, и с газом, и с лесом, то тогда ничего не остается, кроме как использовать производительные возможности сельского хозяйства. Основная деятельность растениеводческой части которого, как хорошо известно, состоит в производстве органический соединений под названием пшеница, рожь, овес, картофель, брюква и свекла. И, вот, как раз об использовании последней в качестве замещающего энергоносителя и пойдет у нас речь.

Если нефтезависимая страна специализируется на производстве этого, нехитрого на первый взгляд продукта, который традиционно используется для создания сахара, а отходы – как корм для коров, то у нее есть серьезные шансы скинуть со своей шеи удавку, наброшенную нефтяными картелями. В качестве примера подобной политики можно привести соседнюю Украину, которая обладает всеми указанными достоинствами и недостатками.

Почти год тому назад, 26 сентября 2003 г. президент Украины подписал указ “О мерах по развитию производства топлива из биологического сырья” за № 1094. Этот документ издан с целью уменьшения зависимости национальной экономики от импорта нефтепродуктов, обеспечения развития агропромышленного комплекса, улучшения экологической ситуации и с учетом Директивы 2003/30/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 8 мая 2003 г. о содействии использованию биологического и других видов возобновляемого сырья. Последние по нормативам ЕС должны увеличиться в балансе энергоресурсов с 2% в 2005 г. до 5% в 2010 г.

На Украине, в соответствии с подписанным указом, правительству было поручено разработать и утвердить до 1 января 2005 г. программы развития производства биологического дизельного топлива и биогаза на период до 2010 г.. Учитывая важность и связь указа с утвержденной кабинетом министров в июле 2000 г. программой “Этанол”, предусматривающей переоснащение и перевод мощностей 50 спиртзаводов на выпуск высокооктановой добавки к бензинам (этанола) и технических спиртов, президент Украины поручил правительству проанализировать ее выполнение и обеспечить внесение в нее необходимых изменений. Сегодня на Украине более 10 спиртзаводов из 94 перепрофилированы на выпуск этанола и технических спиртов.

Отмечая важность для экономики и оздоровления экологической среды Украины принятого указа президента, следует принять во внимание проблематичность выполнения некоторых его пунктов, объясняемую в первую очередь отсутствием необходимых инвестиций и механизма стимулирования развития производства биотоплива, которое является более затратным по сравнению с моторными топливами нефтяного происхождения.

Более высокая затратность производства биотоплива не является сногсшибательной новостью. Многие читатели, наверняка, помнят неудачный опыт Бразилии, которая в эпоху бешеного роста нефтяных цен в 1970-е годы реализовала программу перевода транспортного парка на спирт, производимый из сахарного тростника. Все было сделано, как надо, но программа не пошла как раз из-за дороговизны нового вида топлива. Но сейчас Украине, которая вроде бы готова повторить опыт со спирто-нефтяными граблями, может и повезти, так как рост нефтяных цен в далекие 70-е – это просто цветочки по сравнению с тем, что твориться с нефтью сейчас. И стоит нефтяным ценам продержаться на достигнутом уровне еще несколько месяцев, как механизм стимулирования развития производства биотоплива заработает сам, причем на очень высоких оборотах.

Кроме того, производство этилового топлива на спиртзаводах в рамках государственной программы может быть дополнено массовым индивидуальным промыслом в домашних условиях, который всегда презрительно назывался самогоноварением, но сейчас может стать существенным подспорьем в деле освобождения Украины от нефтяной зависимости и улучшения ее топливно-энергетического баланса, особенно, если льготные отношения с Россией в какой-то момент станут невозможными.  

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).