будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Хозяйство

«Замерзшие украинцы пойдут на Москву, а не на Киев»

Вслед за декларированным повышением цен на газ для Украины, под «монетизацию» попали и другие постсоветские страны: в первую очередь это страны Балтии, Грузия и Молдавия, которые по разным причинам конфликтовали с Россией по политическим вопросам; более лояльных соседей (например, Армению) также ожидает повышение, но более постепенное или с предоставлением кредита. Цены на газ для Белоруссии демонстративно оставлены на прежнем уровне в обмен на контроль за газотранспортной системой и общую интеграционную риторику. Тем не менее, по крайней мере до наступления нового года, до того как разрешится конфликт «Газпрома» с Украиной, неясно, с чем мы имеем дело: с сильной уверенной и хорошо подготовленной политикой России или с не рассчитанным до мелочей давлением, которое приведет к крупному провалу. О новой газовой политике по отношению к Украине и другим соседям корреспондент «Полит.ру» Юлия Фабрицкая беседовала с директором Института международных экономических и политических исследований РАН, экономистом Русланом Гринбергом. См. также:

  • Кошик: "В конечном итоге, это может принести пользу Украине"
  • Куликов: "Нам не нужна лояльность Украины"
  • Лейбин.  Нюансы газового империализма

Считаете ли вы, что новая газовая политика – это какая-то новая тенденция во взаимоотношениях между Россией и странами СНГ?

Я бы сказал, что здесь нельзя однозначно утверждать, будто бы это какой-то новый инструмент. Идея отказа от субсидирования наших партнеров вынашивалась давно, на протяжении 90-х годов политологи и экономисты ее периодически высказывали. Эта идея исходит из того, что раз страны не собираются идти на глубокую интеграцию с Россией, то тогда они попадают в разряд обычных мировых стран, мировых игроков, неважно, больших или малых, которые должны платить рыночную цену за российские энергоносители. То есть цену, которая определяется по принципам, общим для таких стран.

Я должен сказать, что вообще-то при абстрактной постановке вопроса это очень правильно, но черт, как всегда, прячется в деталях. Что я имею в виду? Что различные интеграционные начинания, которые время от времени возникают с начала 90-х годов, чаще всего оказываются нереализованными и вызывают разочарование, и тогда возникают всякие разговоры по поводу прекращения субсидирования.

Даже когда цена на газ была стабильной, все равно мы продавали его в два или в полтора раза дешевле. Но в то время, когда цена не росла, это было нормально, нормально в том смысле, что еще было не понятно, куда наши страны-соседи качнутся. Что касается Украины, то ясно, что она уже абсолютно бесповоротно намерена войти в Европейский Союз и собирается это делать быстро. В этом случае постановка вопроса о плате за газ по общеевропейской или мировой цене уместна.

Но я хочу указать на важность, с другой стороны, темы единого экономического пространства. Не ЕЭП как названия, а по сути. Это исключительная ценность, она важна и для Украины, и для России. То есть для Украины ЕЭП было бы не так важно, если бы ее точно приняли в ЕС через год или через три года. Но, боюсь, это не очень просматривается.

То есть настоящее участие в ЕЭП могло бы разрешить для Украины газовую проблему?

Для Украины наши рынки – это все, а для нас - сотрудничество в военно-промышленном комплексе, да и вообще мы связаны друг с другом тысячами нитей по инерции прежней жизни. И в этой связи я бы сказал, как в моем представлении выглядело бы рациональное поведение России. Оно совсем в вульгнарной простоте звучало бы так: если вы, дорогие ребята, товарищи украинцы, твердо решили не идти ни на какую степень интеграции с Россией, Казахстаном и Белоруссией, тогда нам надо договариваться, каким образом вы будете платить рыночную цену за наш газ. Если же есть хоть какая-то возможность все-таки сформировать единое экономическое пространство, пусть даже в самой первоначальной форме интеграции - как зону свободной торговли, то надо пойти на жертвы и уступки.

Потому что в едином экономическом пространстве нет игры с нулевой суммой, то есть если один выигрывает, другой не должен настолько же проиграть, -  выигрывают все. И я думаю, что поведение России  должно быть очень рациональным, взвешенным и одновременно твердым. Сейчас я пока не вижу эту взаимосвязь, она не обсуждается ни в прессе, ни в выступлениях правительственных чиновников.

В настоящий момент в поведении обеих стран много эмоций и передергиваний…

Это самая настоящая борьба нервов. Надеются, что без пяти двенадцать как-то все уляжется. Но мне кажется, что для единого экономического пространства еще не все шансы упущены. Поведение России становится, может быть, более прагматичным, но думать, что если мы  повысим в четыре или в пять раз цены на газ, то украинцы замерзнут и выберут прорусского человека, - это ненормально и нереалистично. Я думаю, замерзшие люди на Украине пойдут на Москву, а не на Киев. Мы породим неприятеля.

А какова будет судьба украинской промышленности?

Еще раз хочу сказать, что если мы идем в едином экономическом пространстве, то тогда нормально, что мы субсидируем промышленность, а если Украина пойдет в Европу, тогда она пострадает еще больше, чем сейчас.

Причем будут страдать и население, и предприятия, особенно связанные с металлургией, потому что на этом производстве составляющая газа очень велика, а мировые цены в этой отрасли сейчас не очень высоки и, по всей вероятности, подниматься в ближайшее время не будут. Что очень серьезно ставит вопрос о рентабельности главного экспортного производства.

А насколько сильны позиции России в шантаже? Не потеряет ли Россия рынки сбыта газа?

А как Россия может потерять рынки? Дело в том, что соотношение спроса и предложения на этом рынке сейчас очень выгодное для России. И судя по всему, это не просто конъюнктурное превышение. Поэтому покупатели будут, все трубопроводы будут заполнены, и тот, который построят (Северо-Европейский - по дну Балтийского моря), тоже будет заполнен. В данном случае здесь нет особых проблем.

На Украине часто говорят о туркменском газе для Украины, мол, он будет дешевле, чем российский. Пишут об иранском газе для Азербайджана...

Иранский газ для Азербайджана, я думаю, имеет значение. Что касается Украины, то туркменский газ все равно по нашей территории проходит.

То есть обсуждение диверсификации поставок газа на Украину за счет Туркменистана – это всего лишь безответственные разговоры?

Конечно.

Вы говорили о зоне свободной торговли. Для России такой уровень интеграции не является безусловно выигрышным…

Я думаю, что ситуация вокруг цен на газ усилит центробежные тенденции в СНГ.

Но возможностей много. Можно вспомнить СЭВовские программы специализации и кооперации, еще есть очень серьезные задумки задействовать остатки советского научно-технического потенциала, которые еще можно задействовать.

Например, в каких отраслях?

Военно-промышленный комплекс, авиастроение, новые материалы, но для этого нужно скоординировать структурные политики заинтересованных стран. Насколько я знаю, украинский бизнес хотел бы это сделать.

Так что есть варианты, сообща можно сделать многое, но самое интересное, что выгода будет, если будет единое экономическое пространство, а это значит - свобода передвижения людей, товаров, услуг и денег. В этом случае это будет очень позитивно, это взаимодействие не будет альтернативой Европейскому Союзу, а будет достаточно эффективным инструментом стимулирования экономического развития обеих стран.

Вы считаете, что можно интегрироваться в Евросоюз, при этом сохраняя открытость передвижения людей и товаров на постсоветском пространстве?

Нет. я думаю, что это задача странная. Если мы говорим о зоне свободной торговли, то это еще возможно, а вот следующая ступень интеграции – таможенный союз – уже нельзя. Здесь уже надо выбирать, хотите ли вы быть в Европейском Союзе или с Россией.

По-вашему, для Украины более выгодно налаживать связи в рамках постсоветского пространства?

Да. Как я уже говорил, насколько я знаю украинский бизнес, они хотят сотрудничать, хотят взаимодействовать, они ждут от правительства сигналов. В постсоветском пространстве можно создавать взаимовыгодную кооперацию и специализацию. Мы все страдаем одним пороком: не можем тиражировать готовые изделия. А вот взаимодействие России и Украины могло бы отчасти решать эту проблему.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).