Белоруссия начинает распродажу активов. Другого выбора режиму Лукашенко не оставил тяжелый кризис национальной экономики. Однако распродажа повлияет не только на экономику, но и на позиционирование режима по отношению к России и Европе. Пока Лукашенко, скорее, ориентируется на Европу.
Белоруссия начинает масштабную распродажу активов. Как рассказал вице-премьер белорусского правительства Белоруссия готовится к продаже пакетов акций крупнейших компаний. Так, по словам Семашко, Deutsche Bank уже готовит первичное размещение (IPO) «БелАЗа».
Кроме того, будет проведена приватизация «Беларуськалия» - одной из крупнейших калийных компаний в мире, для чего на бирже будут размещены 10-15 процентов акций компани. По словам Семашко, которые передает Reuters, приватизация пройдет в форме первичного размещения компании на бирже (IPO).
Однако обсуждалась тема давно и Белоруссия выступала против приватизации даже в наиболее острые моменты валютного кризиса. Наверно, надеялись на скорые кредиты и на то, что «опять пронесет».
Приватизация была одним из условий, на которых Россия и МВФ предоставили Белоруссии кредиты. «Дело в том, что приватизация является одним из важнейших источников получения валюты, а валюта как раз нужна для поддержания платежного баланса и, соответственно, решения валютных проблем Белоруссии», - пояснял российскую позицию министр финансов Алексей Кудрин. «Не проводить приватизацию - это означает, не получить эту валюту, и тем самым не решить этих проблем, белорусских проблем. Поэтому, конечно, это (приватизация) входит в условия предоставления кредита», -заявил он.
Лукашенко до последнего времени от приватизации открещивался. «Никакой бандитской распродажи страны не будет. Никто - ни МАЗ, ни «Белкалий», ни «БелАЗ», ни БМЗ - никто ничего не купит без моего ведома», - говорил в конце мая Лукашенко. Мотивировал он это тем, что «в ажиотажном котле СМИ некоторые политики из-за границы начали выстраиваться в очередь и кричать: завтра Лукашенко начинает продавать активы наиболее ликвидных предприятий». «И даже суммы начали называть - 7,5 миллиардов долларов», - сказал президент Белоруссии.
Сложно сказать, чего в этом заявлении было больше — бравады или тактической разводки. Однако вскоре в прессу просочились слухи, что Лукашенко ведет переговоры с российским бизнесменом Сулейманом Керимовым о продаже контрольного пакета в «Белорусском калии» за 15 миллиардов долларов. Теперь, правда, говорится о размещении акций на бирже.
Сегодня очевидно, не только министру финансов России, но и белорусскому правительству, что продажа активов позволит Белоруссии стабилизировать ситуацию с сальдо платежного баланса. Вот только продажа российским стратегам чревата рисками зависимости от российского капитала и власти. А продажа через IPO — открытием непрозрачной белорусской экономики западным инвесторам. Однако модель белорусской экономики, опирающейся на закрытость и разного рода дотации из Москвы, наступает логичный конец.
А придти они могут либо с Востока из России, либо с Запада. Попытки заигрывания с Ираном и Венесуэлой, по всей видимости, надежды на «многовекторность» отношений Белоруссии не оправдали и масштабного экономического сотрудничества не вышло. Особых отношений с США тоже не вышло. И режим Лукашенко вернулся в прежнюю ситуацию балансировки между Россией и Европой.
В этом смысле продажа белорусских компаний через размещение акций на бирже является, скорее, выбором в пользу Европы. При этом, курс акций, буде размещения состоятся, будет зависеть главным образом от все той же политической и финансовой стабильности Белоруссии. Которую обеспечивает Лукашенко лично.