В Твери завершил работу уже традиционный социально-экономический форум. организуемый Аоссоциацией менеджеров России и (с этого года) Институтом современного развития («Инсор»). В четверг на форум приезжали высокие гости во главе с президентом России. Обсуждать должны были вопросы серьезные: информатизацию, электронные госуслуги, информационную открытость власти. По каковому поводу была развернута выставка с достижениями самых разных компаний и институций в этой сфере.
Заявка вполне серьезная, но на пути участников форума встала жара. Впрочем не только: еще до отъезда в Тверь на перроне сенатор от Челябинска Руслан Гаттаров долго показывал корочку проверяющим списки, они вяло отнекивались, он звонил кому-то и громко говорил в трубку телефона - "Я - член совета Федерации Руслан Гаттаров". Вероятно, его все-таки пустили в поезд, ибо сенатор - тоже человек.
Мероприятия форума проводились на нескольких площадках и в качестве таковых тверские власти выбрали исторические здания в центре города — Драмтеатр, Медакадемия, Филармония. Здесь и крылась главная неприятность — здания не оборудованы кондиционерами, а численный состав участников немал. Не особо заметно кондиционирование было и на выставке, располагавшейся в большом шатре (на манер тех, в которых летом разливают пиво).
Волонтерам, работавшим на форуме, в этом году не заплатили ничего, жаловалась студентка местного вуза, который «уже несколько лет сотрудничает с форумом». «В прошлые годы платили, говорят», сокрушалась студентка.
Все замерло от жары и ожидания Медведева. До конца даже организаторы сомневались, не предпочтет ли президент им Селигер.
Он успел попасть в оба места. На пленарном заседании высшими чиновниками читались «отчетные доклады» в самом плохом смысле этого слова. Глава администрации президента Сергей Нарышкин традиционно выступал скучно. Глава аппарата правительства, вице-премьер Сергей Собянин долго цитировал по бумажке пояснительные записки принятых уже законов. Причем настолько старательно, что читал даже переносы. "Рас-шифровывать". Третий прочитанный знак переноса убедил в том, что это не оплошность. Зажигателен был депутат Госдумы Илья Пономарев, возложивший ответственность за информационную открытость власти на гражданское общество. Оно уже и реализует различные проекты, сказал Пономарев, - сеть для чиновников Госбук, сайт Турчак.ру (который создан на государственные средства, но там можно напрямую обратиться к чиновникам и получить помощь), Гослюди.ру, РосГосЗатраты и другие. Пономарева даже не остановила предательски зависшая презентация. «Я и так помню, что там написано», успокоил он зал.
После этого высокие чиновники отправились осматривать выставку, где их встречали пластиковые браслеты Службы исполнения наказаний и Иван Бегтин, разработчик "Гослюдей", "Госсети" и "РосГосЗатрат". Впрочем, это впоследствии стало известно, потому что выставку закрыли для посещения участников форума (а участников выставки закрыли от посещения улицы, почти как в учреждениях ФСИН). Ждали Медведева. Который заседал в здании неподалеку и разносил одного выступающего за другим. В конце концов стала ясна и причина президентского недовольства: «Коллеги, кто хотел бы продолжить обсуждения? Я не буду никого называть, с тем, чтобы каждый выступающий осознавал свою ответственность за выступление в душном неприспособленном зале. Поэтому короткие выступления и только с предложениями, что делать. Без рапортов. Пожалуйста, коротко. И по поводу того, что еще предстоит сделать, чтобы у нас была рабочая атмосфера. Кто хотел бы? Никто что ли?». Душный неприспособленный зал был и в Драмтеатре. Нить рассуждений участников заседаний быстро ускользала. Обсуждали вроде бы инновации, а обсудили новую услугу Сбербанка.
Медведев до выставки так и не дошел. Возможно и из-за духоты тоже. Но вероятнее, что он торопился побыстрее попасть на Селигер в молодежный инновационный лагерь. Так, движение «Наши» встало на пути президента по дороге к инновациям. И возможно, именно усталостью от жары объясняется та радость и умиление, с которой он смотрел на население лагеря - дождь же пошел.
На выставке президент мог увидеть и кое-что помимо перечисленного. Компания «Элар» привезла на стенд самостоятельно сканирующий сканер — аппарат даже сам переворачивает странички (стоит, правда, это удовольствие 7 млн рублей). Или для школ предлагали интерактивный глобус — на нем, забив программу, можно посмотреть какую угодно карту и в динамике (я, впрочем, так и не понял, собственный это креатив компании с названием вроде «Полимедиа» или же все-таки иностранная разработка). Был даже стенд «Электронный Башкортостан».
Участники, уставшие от жары и духоты выходили часто курить. После отъезда Медведева топы потянулись на выход, даже те, кто на Селигер не поехал. Журналисты поехали по домам. Участники мужественно обсуждали ИКТ. Электричка Тверь-Москва — не самое ииновационное изобретение, но инновации встречаются ей по пути. «Вжик», сделало что-то за окном. «Сапсан»?, спросил я. «Сапсан», вздохнули две попутчицы из Твери. «А правда, что из Твери люди ездят по шесть часов в день работать в Москву?», спросил я. «Работы нет, а жить-то надо», философски заметили девушки.