Принятие Государственной Думой и Советом Федерации поправок в федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предоставляющих правительству РФ право устанавливать предельные размеры повышения этих тарифов на региональном уровне, в очередной раз вносит корректировки в непростые отношения между Центром и регионами, но при этом только загоняет вглубь существующие проблемы коммунального комплекса.
Хотя внешне поправки носят технический характер и только дополняют имеющиеся нормы, их принятие усиливает хозяйственное влияние Федерации и уменьшает значение регионов. Происходит это потому, что теперь правительство фактически по своему усмотрению сможет решать судьбу жилищно-коммунального хозяйства той или иной территории. Захочет – установит тарифы на более высоком уровне, захочет – на более низком, в результате чего денежные средства, которыми смогут распоряжаться коммунальные службы того или иного региона, либо повысятся, либо понизятся. Естественно, что налагая ограничения на рост доходов коммунальных служб, которые практически все являются организациями муниципального подчинения, федеральный Центр вторгается в неотъемлемые права регионов устанавливать цены и тарифы на товары и услуги, производимые на подведомственных предприятиях. Это уже, если хотите, нарушение принципов федерализма. При этом, если следовать духу законов, то ограничивать рост тарифов может только региональная антимонопольная служба, ссылаясь на то, что коммунальщики – это локальные монополисты и их аппетиты надо ограничивать на законодательном уровне. А вообще сами граждане – потребители услуг – могут подать в суд и потребовать ограничить рост тарифов неким приемлемым для них уровнем.
На худой конец, если уж Центру так неймется вмешиваться в дела региональных канализаций, а также хорошо понимая причины судебной пассивности граждан, которые не стремятся отстаивать свои права в судах (несмотря на ежедневное напоминание официальной пропаганды, что мы живем в правовом государстве), правительство могло бы, конечно, самостоятельно регулировать уровень тарифов. Но только при соблюдении одного важного условия – денежной компенсации регионам разрыва между реальным ростом эксплуатационных и инвестиционных расходов и разрешенным повышением тарифов на их оплату. Требование это вполне справедливо: ограничиваешь рост цен – компенсируй упущенную выгоду. Но пока про эти денежные компенсации ничего не слышно, из чего можно сделать вывод, что региональным и муниципальным бюджетам придется выкручиваться из жестких тисков централизованных тарифов самостоятельно.
При наличии значительных свободных ресурсов федеральный Центр мог бы оказать финансовую помощь регионам, чтобы те покрыли недополученную прибыль или даже убытки подведомственных производителей коммунальных услуг. С другой стороны, поскольку размер эксплуатационных и инвестиционных издержек до сих пор точно никому не известен, может оказаться, что федеральные органы власти точно не смогут отследить объем возможных потерь на региональном уровне при введении контролируемых цен, и поэтому деньги будут выделены зря. В этом смысле у Центра ситуация малоприятная, так как не давать денег – значит взять на себя ответственность за все аварии коммунальных сетей по всей России, а давать деньги – значит подпитывать абсолютно неэффективное использование средств.
Таким образом, переводя рычаги управления на себя, федеральное руководство принимает дополнительную ответственность, с которой может и не справиться. Хотя, по большому счету, федеральные власти понять можно. Напуганные прошлогодними массовыми выступлениями против монетизации льгот, они вполне резонно опасаются их повторения на, так сказать, жилищно-коммунальном базисе. Большая часть губернаторов или назначена, или лояльна Центру, но кто их знает, на какую глупость они способны, если дать им волю регулировать тарифы самостоятельно?..
Тем более, как нам представляется, тарифно-коммунальная эпопея еще далека от завершения, и ее развитие даст нам немало интересных сюжетов. Гнить и ржаветь можно долго, несмотря на все крики и вопли по поводу изношенности основных фондов коммунального хозяйства. Тем более что никто из участников увлекательного процесса под названием «реформа ЖКХ» ничего содержательного, кроме доведения тарифов до уровня себестоимости, так и не предложил.
Смеем предположить, что никогда и не предложит, так как решить задачу, у которой нет решения, невозможно. У задачи под названием «экономика жилищно-коммунального хозяйства России» нет решения потому, что и центральные власти, и реформаторы, и местные администраторы проходят мимо важного факта территориального развития, который состоит в том, что значительная часть коммунального и жилищного фонда находится в депрессивных регионах, которые не имеют никакой дальнейшей перспективы. Тратить ресурсы на обновление средств в городах и поселках, которые все равно через несколько лет опустеют, – затея совершенно бессмысленная. Однако именно ее сейчас на все лады обсуждают как основной вариант выхода из кризиса. Но это не выход из кризиса, а его перенос из одной сферы (коммунальной) в другую – финансовую, так как бросовые затраты будут покрыты за счет бюджетных средств, которым лучше было бы найти другое, гораздо более полезное применение. К сожалению, так широко никто не оглядывается, и если дана команда копаться в трубах, то в них и будут копаться. А что будет происходить в домах, стоящих над этими трубами, будет ли там кто-нибудь жить и пользоваться теплом и водой, идущими по ним в жилые помещения, никого, по большому счету, не интересует.