Московские власти в очередной раз объявили войну наружной рекламе. Под стать им и федералы. Возможно, это запустит передел рынка объемом более 1 млрд долларов. Точно то, что без рекламы Москва станет другой. И лишится одного из символов своего успеха — яркой и кричащей наружной рекламы.
Московские власти на заседании правительства 31 мая решили запретить размещение больших рекламных полотен на фасадах зданий. Глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников рассказал, что департамент предлагает внести соответствующие изменения в городское законодательство. В том числе, пояснил Черников, власти думают о запрете на размещение рекламы на фасадах зданий, стоящих в строительных лесах. Столичный мэр Сергей Собянин одобрил эту инициативу, отметив, что такая реклама портит архитектурный облик Москвы и мешает проникновению света в квартиры.
По словам Черникова, зачастую подобные рекламные полотна в столице вешают якобы временно, под предлогом ремонта зданий. Однако регулярно оказывается, что под строительной сеткой, на которой висят растяжки, нет даже строительных лесов. Как отметил чиновник, городская казна от размещения такой рекламы ничего не получает, поэтому ничего не потеряет.
Собянин, таким образом, перенял еще одну любимую тему Юрия Лужкова. Московские власти давно пытались обуздать рынок наружной рекламы и цивилизовать его. При Юрие Лужкове под раздачу попали перетяжки в центре города, фасады исторических зданий планировалось осовбодить от рекламы. Планировалось также вовсе избавить исторический центр от наружки. При Собянине проект получил развитие. Теперь планируется, что к 2013 году из центра Москвы исчезнет 40 процентов наружной рекламы. Согласно планам Москомархитектуры, число рекламных конструкций в городе должно быть сокращено примерно на четверть. При этом до 2012-го года нельзя заключать новые контракты.
Инициативы были реализованы лишь отчасти. Игроки рынка рекламы довольно быстро находят способы обходить законодательство и размещать рекламу в новых, еще неосвоенных местах. Ожидается, что цена рекламного места после нововведений московского правительства может вырасти в разы.
Правда, в Федеральной антимонопольной службе идею сокращения рекламы не поддерживают, полагая, что сокращения на 15-20 процентов можно добиться за счет демонтажа нелегально размещенной рекламы. Московские власти в ответ заявляют, что этот демонтаж — сплошные убытки.
Под стать москвичам и федералы, которых тема рынка наружной рекламы (вернее, ее обилия), крайне волнует. В середине мая сразу четыре председателя думских профильных комитетов внесли законопроект, по которому не менее 60 процентов рекламы в отдельной муниципии должно принадлежать малым и средним предпринимателям. Демонополизция, одним словом.
Впрочем, мейджоры постараются решить свои вопросы. И есть подозрение, что решат. В конце концов, рост стоимости рекламоместа им если не на руку, то сильно не повредит. Правда, возможен и частичный передел рынка объемом порядка 32 млрд рублей (московский рынок составляет приблизительно половину российского).
И отношение к этому может быть двоякое. Конечно, реклама не всем по вкусу и на нее многие жалуются. Более того: жить с затемненными окнами в интересах рекламщиков, вероятно, не очень приятно. И водителей она, вполне возможно, отвлекает, способствуя росту аварийной опасности.
Есть, правда, и иное измерение. Мы привыкли видеть на улицах и домах яркую и красочную рекламу. Она стала вывеской общего успеха Москвы в битве за звание настоящей капиталистической столицы. Реклама — символ этого успеха города и отдельных горожан, символ роста благосостояния и прощания с советским прошлым. Именно наружная реклама на улицах, а не телевизионная.
Когда-то при просмотре голливудских фильмов (да и советских, в которых показывались западные города) мы поражались тому, как может быть светло и разноцветно даже ночью. Теперь и Москва стала городом, где всю ночь этот карнавал огней. Зачем пытаться с этим бороться — решительно непонятно.