Предложение Министерства финансов России о фиксации расходов госбюджета до 2020 года было с одобрением встречено в администрации президента, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, процесс бюджетирования уже начитается, и этот процесс непрост; конкретные же статьи и суммы, попадающие под сокращение или заморозку, пока не определены.
Между тем эксперты расценивают такое решение как слишком жесткое и выражают надежду, что оно еще будет отчасти смягчено, а именно — что масштаб заморозки расходов бюджета в дальнейшем несколько снизят.
По словам руководителя направления «Фискальная политика» Экспертной экономической группы Александры Суслиной, Минфин, безусловно, выдвинул это предложение вынужденно, так как бюджетная ситуация в стране и впрямь достаточно сложна.
«Минфин вынужден оперировать в тех рамках, которые сложились в экономике, он не просто так придумывает эти решения. Не то чтобы злой Минфин вдруг решил взять и порезать бюджет. К сожалению, экономика так складывается: цены на нефть низки, темпы роста скорее можно назвать темпами падения. И Минфин выходит из ситуации так, как может.
У него есть вторая возможность, мимо заморозки расходов: он может повысить налоги. Но от этого, как вы понимаете, нам тоже не будет веселее», — объяснила Александра Суслина.
По ее мнению, решение заморозить расходы бюджета до 2020 года дает сразу два важных сигнала: относительно нынешней бюджетной ситуации и относительно перспектив роста, выхода из нынешнего положения.
«В принципе, замораживание бюджетных средств означает для нас для важных сигнала. Первый состоит в том, что у нас действительно нет денег, бюджетная ситуация достаточно тяжелая.<...> Если раньше правительство пыталось показать, что все-таки какие-то резервы есть, что сейчас это — однозначный сигнал к тому, что резервов нет.
Второй важный сигнал связан с тем, что нам не стоит в ближайшее время рассчитывать на какое-то серьезное ускорение темпов роста или выхода из кризиса. Хотим мы этого или нет, но любое замораживание государственных расходов отрицательно влияет на выход из кризиса или темпы роста. Таким образом, если мы и будем выходить, то будем выходить медленнее. Или должны быть какие-то другие, более эффективные инструменты стимулирования экономики — например, структурные реформы и прочее», — убеждена Суслина.
В то же время само решение о фиксировании бюджетных расходов на три года она посчитала слишком радикальным, поскольку оно неминуемо приведет к ощутимому падению благосостояния граждан. По ее мнению, достаточно вероятно, что решение будет несколько изменено в сторону смягчения.
«Я думаю так: решение о заморозке, может быть, и принято, но принято оно слишком жестким. Думаю, что потом, ближе к выборам масштаб его может немного снизиться. Все-таки та заморозка, о которой шла речь, существенно ударит по нам. Ну, и я надеюсь, что будет принято какое-то компромиссное решение: может быть, чуть повысят какой-нибудь налог, но зато не так сильно снизят расходы», — предположила эксперт.
«Так или иначе, нам придется с негативными последствиями сталкиваться: либо с налогами, либо с расходами, либо с тем и другим вместе», — заключила Александра Суслина.
О том, что на совещании у главы российского правительства Дмитрия Медведева 4 июля было одобрено предложение Минфина по заморозке расходов федерального бюджета в период с 2017 по 2019 годы, стало известно 5 июля. По информации газеты «Ведомости», предполагалось зафиксировать расходы в номинальном выражении на уровне 15,78 трлн рублей ежегодно в течение трех лет.
По сведениям издания, идею поддерживает президент России Владимир Путин.