будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минэкономразвития
Май 21, 2025
Хозяйство
Своекоштный Петр

Жить станет лучше

Жить станет лучше
medvedev

Дмитрий Медведев утвердил прогноз социально-экономического развития России на период до 2030 года. На первый взгляд, не совсем понятно, в чем смысл этого действия: прогноз развития страны не станет точнее от того, что под ним поставит подпись глава правительства. Однако сам премьер-министр считает, что документ, подготовленный Минэкономразвития, должен стать своего рода стратегической программой развития страны.

«Прогноз... должен стать основой для развития отдельных отраслей, территорий, для принятия решений по осуществлению масштабных инфраструктурных проектов и в целом для укрепления национальной конкурентоспособности», - сказал Медведев на совещании с вице-премьерами.

Вместе с тем, программа стратегического развития у страны уже имеется. Это концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Она появилась еще в 2008 году и ставила весьма амбициозные цели: широкое внедрение инноваций в промышленности, решение социальных проблем, бурный экономический рост, исправление демографической ситуации и многое другое.

Ухудшение экономического положения из-за кризиса потребовало доработки документа. В конце 2011 года для концепции даже создали отдельный сайт — «Стратегия-2020», где было опубликовано большое количество докладов, отчетов и стенограмм дискуссий, в ходе которых многочисленные эксперты решали «как нам обустроить Россию».

Но если теперь в качестве «основы для принятия решений» рассматривается новый «Прогноз-2030», то это вполне может означать, что программа «светлого будущего» обрела одну из основных характеристик линии горизонта — способность бесконечно удаляться от наблюдателя.

Прогноз открывается перечнем «основных экономических тенденций», которые будут действовать в долгосрочной перспективе. Среди прочих в списке значатся: «Усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала; исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей; сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров».

Перспектива не самая радужная, но развитие страны предусматривает два сценария: консервативный и инновационный. Оба предполагают в долгосрочной перспективе умеренный рост цен на нефть и сырьевые ресурсы, а также рост экономики и улучшение благосостояния населения. Но реализация консервативного сценария (называемого также «перспективой энерго-сырьевого развития») сохраняет «низкий уровень инновационной активности высокотехнологичных секторов» и «закрепление их качественного отставания от лидирующих стран».

Прогнозы изменения уровня жизни граждан страны и рост реальной заработной платы опираются на демографическую ситуацию. В консервативном варианте, несмотря на стабилизацию рождаемости, уровень смертности будет расти из-за «демографического старения населения», хотя продолжительность жизни увеличится с нынешних 70,2 года до 74 лет в 2030 году.

Высокий демографический прогноз, задействованный в инновационном варианте развития, предполагает еще больший рост продолжительности жизни, увеличение рождаемости, а также более существенный приток мигрантов. В результате по оптимистичному прогнозу численность населения может вырасти к 2030 году со 143 миллионов до 147,7 или даже до 153 миллионов человек.

По консервативному прогнозу реальная заработная плата через 17 лет вырастет в 2,2 раза, а по инновационному в 2,6 раза. Пенсии увеличатся, соответственно, в 4,7 раза или в 4,2 раза. Темпы роста реальных доходов граждан страны будут составлять от 3,4% до 4,4% ежегодно. В итоге, инновационное развитие сократит долю бедного населения в России с 12,8% до 7,5% к 2030 году, а консервативное — до 8,2%.

Для достижения высоких результатов, инновационный сценарий предполагает рост инвестиций «в человеческий капитал». Среди прочих параметров, вырасти должны расходы на образование (с 5,2% до 7,0% ВВП к 2030 году), расходы на здравоохранение (с 4,6% до 7,1%), на науку (с 1,2% до 3,0%). Обозначенные показатели роста авторы прогноза называют «сопоставимыми с уровнем расходов развитых стран».

В задачи инновационного сценария, входят также и высокие требования к «росту несырьевого экспорта». Продажи за рубеж произведенных в стране товаров, включая «машины и оборудование», по оптимистичному прогнозу должны за 17 лет вырасти в 15 раз, а общая выручка в этом сегменте экспорта должна составлять 330 - 340 миллиардов долларов США.

Кроме того, предполагается, что Россия должна занять от 5% до 10% мирового рынка в сферах «ядерных технологий, авиастроения и вертолетостроения, программного обеспечения и инжиниринговых услуг, космических услуг и производства космических аппаратов, редкоземельных элементов, образовательных услуг». Что касается сырьевых отраслей, то здесь, по инновационному сценарию, экспорт сырой нефти должен быть вытеснен глубокой переработкой углеводородов и ростом экономического значения российской нефтехимической промышленности.

«Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и креативных созидательных слоев общества. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире», - сказано в документе.

В рамках инновационного сценария также предусмотрен «вариант с форсированными темпами роста». Он сохраняет ориентацию экономики на доходы от наукоемких и высокотехнологичных отраслей, но предполагает рост экономики ускоренными темпами за счет повышения роли «фактора капитала»: быстрого увеличения объема инвестиций и активного накопления долгов частными предприятиями. Как следствие, это вариант влечет «макроэкономическую несбалансированность» и подверженность финансовой системы страны «экономическим шокам».

Консервативный сценарий явно обозначен в прогнозе как нежелательная перспектива развития страны. Он не предполагает роста технологической конкурентоспособности экономики, зато обеспечивает «закрепление доминирования сырьевого сектора», усиление зависимости от конъюнктуры рынка энергоносителей, увеличение социального неравенства, рост дифференциации доходов между регионами страны, а также зависимость от импорта технологий.

«Энерго-сырьевой» вариант развития тоже предполагает рост доходов населения в ближайшие 17 лет, а также «модернизацию и интенсивное развитие российской энергетики», но фактически лишает страну какой-либо исторической перспективы. Отмечается, что ведущая роль в реализации сценариев развития страны определяется государственной политикой и «поведением бизнеса».

В заключение стоит отметить, что по мнению экспертов Минэкономразвития, нынешняя политика государства обеспечивает лишь «сырьевую перспективу», и вероятность реализации неблагоприятного сценария считается более высокой. «Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий», - заключают авторы прогноза.

Своекоштный Петр
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).