Толькоодин китаеязычный художественный фильмоказался на Каннском фестивале в этомгоду – во внеконкурсной программепоказывается картина «Уся»самого «ценного» китайского режиссераПитера Чана1(так под впечатлением от кассовых сборовназвал его Совет по развитию торговлиГонконга). Меж тем, легендарный ПитерЧан, чьи фильмы за последние 20 лет собралирекордное количество наград (146 в 231номинации), был нестолько рад, сколько удивлен:
«Вообщеговоря, во время отбора комитет фестивалявидел только сырой монтаж, спецэффектыи звук были еще не готовы. Я никогда недумал, что Канны, чье внимание обычнопривлекают высокохудожественные работы,примут коммерческий фильм, и этим фильмомбудет китайская картина, единственнаяв этом году… Конечно, оказаться средипризнанных мастеров мирового кинематографа– редкая возможность».
ЗдесьПитер Чан, видимо, по старой конфуцианскойпривычке, преуменьшает.
Во-первых, «Уся»не единственный китайский фильм наКаннском кинофестивале 2011. В программедокументального кино будет такжепредставлена социальная драма режиссераЦзоу Пэна «Сауна на Луне» (оригинальноеназвание «Чанъэ» – имя небожительницы,феи Луны), рассказывающая о владельцесауны, пытающемся построить порноиндустриюна передовой линии китайских реформоткрытости – в провинции Гуаньдун2.Главный герой фильма берется за дело ввеликом и светлом воодушевлении, но, ксожалению, не все сотрудники сауныиспытывают этот подъем, и некоторые изних покидают нашего героя на полпути…
Во-вторых,Питер Чан – сам один из признанныхмастеров мирового кинематографа и темболее самая значительная фигурагонконгской киноиндустрии. Так что вКаннах он наверняка оказался в привычномокружении.
ИсторияПитера Чана (р. в 1962, Бангкок, Таиланд) –история взлета без падений. Так, егорежиссерский дебют, состоявшийся в 1991году, «Алан и Эрик: между здравствуй ипрощай»3получил награду Гонконгской киноакадемииза лучшую актерскую игру. А четвертаяпо счету работа – «Товарищи: почтиистория любви»41997 года – попала в список 10 лучшихфильмов года, по мнению журнала TimeMagazine. Несколько месяцев спустя пришлане только паназиатская, но и мироваяизвестность: Питер Чан выпустил первыйголливудский фильм «Любовное письмо»5,снятый в западных реалиях и с американскимиактерами. В фильме рассказываетсядушераздирающая любовная история совсеми возможными горестями и бедами,которые только могут встретиться напути влюбленных: он уже помолвлен, еехотят выдать замуж за другого; она пишетникем не понятые стихи, а он ищет длянее издателя – и не находит; и наконец,они живут в одном городе, но в разныхстолетиях, и единственный способ общениядля них – переписка через тайный ящикписьменного стола (не отсюда ли идея«Письмовника» Михаила Шишкина?).
Не успел Западтолком поплакать над «Любовным письмом»,как Питер Чан взялся за Восток и снялсвой первый фильм в материковом Китае«Возможно, любовь»6.И снова не промахнулся. В Китае, Гонконгеи на Тайване фильм получил в общейсложности 29 наград, китайцы рыдали надним, как мы в свое время рыдали над«Титаником», и слезы не утихают до сихпор. «Возможно, любовь» – фильм,удивительный во многих отношениях:чрезвычайно сложный и замысловатыйсюжет о двух восходящих кинозвездах, (Такеши Канеширо7и Сюнь Чжоу8)которые не могут договориться и, чтоособенно важно, запомнить,кто кого любит и в какой степени…Любовная драма разворачивается на фонекинодрамы (вернее, нескольких кинодрам,в которых снимаются наши звезды). Носамое интересное – что фильм есть нечто иное, как мюзикл западного образца,с сентиментальными мелодиями и сладкими,правда, неуверенными голосами актеров.Не так давно (в середине 80-х, с приходомт.н. «пятого поколения» режиссеров,таких как Чжан Имоу, Цзя Чжанкэ и др.)китайский кинематограф начал усваиватьзападные жанры и художественные средства,и сегодня китайцы принимают американскиймюзикл как нечто естественное и вполнесвое.
В картинеэтого года «Уся»некоторые усматривают попытку представитьфильм более широкой мировой аудитории.В этом случае Канны – точный выстрел,а вот название фильма – небольшойпромах, так как на разные языки переводитьего придется согласно местным реалиям.Скажем, японский «уся» - это самурай,русский «уся» - богатырь (уже встречается попытка назвать его "Фехтовальщиками"), а европейский«уся» – рыцарь. Вообще «уся»– особый жанр китайской литературы и,с недавних пор, кинематографа, сходныйсо средневековыми рыцарскими романамиили даже эпосом, таким как «Песнь оНибелунгах». Сходство, в основном,заключается в авантюрных сюжетах,некотором мифологическом и волшебномкомпоненте и необходимом присутствиидрак. И, конечно, особый колорит эпохи– неопределенной во времени древности(ведь нужен повод для красочных декорацийи костюмов) и упор на боевые искусства.
Западнойаудитории хорошо известны некоторыеработы этого жанра – такие как «Крадущийсятигр, затаившийся дракон»9 Ан Ли или «Дом летающих кинжалов»10Чжан Имоу. Последний, кстати, былпредставлен во внеконкурсной программе57-го каннского фестиваля в 2004 году. Обафильма были чрезвычайно успешны как вКитае, так и за рубежом, получили множествонаград и мировое признание… Качественныйпродукт в этом красочном и экзотичномжанре с большой вероятностью будетуспешен. Однако Питер Чан, очевидно,стремится к большему, чем успех поинерции, и привносит в жанр уся новыйкомпонент –детективный сюжет.
К слову, «Уся»Питера Чана – не совсем оригинальнаякартина, но римейк ставшего классикойкитайского фэнтези «Однорукий боец»11,снятого в 1967 году в гонконгском Голливуде– на студии Shaw Brothers12.Профессиональный убийца (которого вверсии Питера Чана играет мастер боевыхискусств Донни Ен13)отходит от дел и тайно селится с семьейв небольшой деревушке. Вскоре тампоявляется детектив (Такеши Канеширо),призванный раскрыть тайну убийцы иотомстить ему.
И здесьнужно сказать несколько слов о спецификекитайской (кино)эстетики, в которой,если коротко, все должно быть «самымлучшим». Ключевое слово «самый». Еслимы идем куда-то – мы идем до конца.Поэтому если у нас есть поле, оно должнобыть «самым большим и самым желтым».Если у нас кровь – она должна быть «самойкрасной и очень много», причем взамедленной съемке и крупным планом.Все это можно почувствовать при просмотреграндиозного «Дома летающих кинжалов»,где сцена втыкания кинжала в девушку ипоследующего кровотечения (происходившего,видимо, в невесомости, так как капликрови подозрительно летали вокруг ееспортивного ушуистского тела) смакуетсяминут пять. Питер Чан пошел дальше. Вего эпической картине мы увидим гнилыезубы, выбитые в нашем направлении иприближающиеся к нам со скоростью света,и анатомические подробности травм,наносимых бойцами друг другу, – прием,почерпнутый, вероятнее всего, из «ДоктораХауса». Словом, нас ожидает ослепительнаякрасота пейзажей и сочные драки. К томуже, некоторый сюжет.
Премьера фильмав Каннах состоялась в ночь на 14 мая.Надеемся, что его ждет успех и у нас, вРоссии.
1 http://www.imdb.com/name/nm0151066/
2 http://movie.douban.com/subject/6121042/
3 http://www.imdb.com/title/tt0102886/
4 http://www.imdb.com/title/tt0117905/
5 http://www.imdb.com/title/tt0140340/
6 http://www.imdb.com/title/tt0454914/
7 http://www.imdb.com/name/nm0437580/
8 http://www.imdb.com/name/nm0955782/
9 http://www.imdb.com/title/tt0795363/
10 http://www.imdb.com/title/tt0385004/
11 http://www.imdb.com/title/tt0061597/
12 http://www.imdb.com/company/co0128798/
13 http://www.imdb.com/name/nm0947447/