будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Кино
Савина Елена

«Мастер и Маргарита» выйдут из подполья

«Мастер и Маргарита» выйдут из подполья
mm
Кадр из фильма

7 апреля российские зрители смогут, наконец, увидеть фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», снятый еще в 1994 году прошлого века. Причин, по которым фильм 16 лет лежал на полке, называют множество: это и разногласия режиссера с продюсером Владимиром Скорым, и претензии наследников Булгакова, которые требовали миллион долларов авторских отчислений, и происки режиссера Элема Климова, якобы тоже собиравшегося экранизировать роман Булгакова.

Теперь все это в прошлом. Кинокомпания «Люксор» начала прокат фильма и обещала выпустить трехчасовую режиссерскую версию на DVD, так что все, кто так долго ждали «Мастера и Маргариту», дождались. Те, кто не ждал, но не прочь полюбопытствовать, что получилось у Юрия Кары, смогут удовлетворить это любопытство. А тем, кто любит книгу «Мастер и Маргарита», в кино лучше не ходить.

Для 1990-х этот фильм с бюджетом 15 миллионов долларов считался дорогостоящим, но сегодня он выглядит малобюджетным постперестроечным кино. Отрезанная голова Берлиоза, кажется, только что куплена в недорогом магазине веселых ужасов, а кот в исполнении Виктора Павлова пришел, не переодевшись, с утренника в детском саду. Так уж получается. Фильму не хватает яркости книги, не хватает дорогих, (максимально дорогих) спецэффектов, компьютерной графики. Без всего этого московские сцены романа выглядят историей скучноватого адюльтера, а бал у сатаны — бюджетным корпоративчиком. Не спасает даже Анастасия Вертинская в роли Маргариты, которая летает, целомудренно завернутая в занавеску, над ночным Арбатом (на эти полеты, кстати, очень жаловались жители Арбата и собирались судиться с режиссером). В общем, как-то по-другому она должна летать, и не на дворничьей метле, которая непонятно зачем оказалась в шикарной квартире, а на швабре все-таки.  

Надо отдать должное Вертинской (и оператору фильма Евгению Гребневу), без одежды и привычной современному зрителю ретуши она выглядит отлично. И Маргарита у нее получилась занятная — глупенькая такая столичная дамочка, которая кривляется в спальне перед тем, как начать мазаться чудесным «крэмом», визжит под кровавым душем и по-детски радуется возвращению любовника. Красивого, нежного и молодого Виктора Ракова, сыгравшего Мастера, в фильме мало, зато много Сергея Гармаша, которому в фильме Кары досталась роль Ивана Бездомного. «Пролетарский поэт» Гармаша 16-летней давности буен, глуп и невоздержан в поступках и словах, но на 23-летнего «девственного» поэта в романе похож не особо. Бездомный Гармаша — не трогательный в своем хамстве юноша, а вполне состоявшийся матерый хам, который скорее пугает, нежели вызывает сочувствие.

А нечисть в фильме почему-то не пугает совсем, хотя должна бы. Азазелло (Владимир Стеклов) больше помалкивает в сторонке, очевидно стесняясь своего уродства, и пыльный кот (вероятно, по тем же причинам) на глаза особо не лезет, тихо пожирает икру на хозяйском столе и довольно урчит. Не демонические они какие-то. Впрочем, может это я такая отважная, но, глядя на Валентина Гафта в роли Воланда, не могла отделаться от образа ветеринара Сиротина из рязановского «Гаража». Возможно, тем, кто не смотрел «Гараж», будет легче.

По моему мнению, если и смотреть «Мастера и Маргариту» Кары, так только для того, чтобы увидеть, как Михаил Ульянов играет Понтия Пилата. Отличный у него вышел Пилат, сильный и страшный, трусливый и мстительный, божественно-прекрасный Пилат. Жаль, что актер так и не дождался выхода фильма, говорят, очень ждал... Иешуа Николая Бурляева — тоже очень божественный, может быть, даже чуть более божественный, чем в романе Булгакова.

Впрочем, у каждого, кто читал роман, свой Бездомный, свой Мастер, свои  Маргарита, Воланд и Коровьев. А у тех, кто этот роман любит, образы героев продуманы до мелочей, они живые, почти осязаемые. Судить режиссера за то, что его представления о героях Михаила Булгакова не совпали со зрительским восприятием, нельзя. Но тянет. Удержусь.

Савина Елена
читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).