будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Кино
Осокин Михаил

Замыкание в Каннах

Замыкание в Каннах
lars

Главным событием понедельника был фильм Бертрана Бонелло "Дом терпимости" (в оригинале - L’Apollonide, название публичного дома). Место действия - парижский бордель, время действия: конец позапрошлого - начало прошлого века. Нарративность ослаблена за счет детальной фиксации повседневного быта борделя, правил, установленных в нем бандершей (Ноэми Львовски), наблюдений за девушками, их проблемами и трагедиями - Жюли (Жасмин Тринка), проститутки, благодарно принимающей ухаживания и деньги престарелого покровителя (Жак Ноло); Мадлен (Алис Барно), изуродованная знакомым клиентом, которому она доверяла (клиент вырезает на ее лице - отсылка к Гюго - вечную улыбку), и т.д., всего 12 штук проституток. 

Втянув публику в повседневность борделя, в конце Бонелло, по мнению Стефани Зачарек, "делает серьезную ошибку, подрывая доверие зрителей совершенно ненужным моментом графического хоррора и насилия". Критик из "Российской газеты" порицает Бонелло за то, что тот не читал "Яму" Куприна, иначе не говорил бы, что "обычно проституток в искусстве видят как бы похотливыми глазами мужчин, а взгляды самих проституток мало кого интересовали". На самом деле автор мог снимать и говорить одно, а получиться совсем другое, но тут вообще неважно, кого не читал Бонелло. Бонелло зато наверняка читал Мопассана и Золя, а набор тем в "топосе проституции" - см. исследование А. Жолковского - универсален, и русская классика мало что к нему добавила; дискурс практически не изменился от Достоевского и до "Дневников тайской проститутки" Стивена Лизера (Diary of a Thai Escort, 2008; последнее из написанного, что читал я).

В этом феноменологическое достоинство темы: она неисчерпаема и не приедается, хотя ничего нового из нее не извлечешь, разница будет только в антураже и модуляциях.

Другое дело, что публичный дом - слишком банально для Бонелло, автора "Порнографа" и изощренного "Тиресия", и в Каннах он тут же стал аутсайдером, провалившись на низшие места в рейтингах. 

"Гавр" Аки Каурисмяки показался легким, светлым, тонким и изящным, даже чересчур (критику Питеру Брэдшоу из Guardian.Co.Uk потребовалось громоздкое сравнение движения сюжета с "маленьким жокеем на сильной лошади", видимо, чтобы уравновесить изящество), и на фоне смерти, борделей, педофилии и катастроф очень понравился в Каннах. По мнению Алексея Медведева ("Московские новости"), "Гавр" - "самое приятное впечатление фестиваля" "более веселого и светлого (в самом хорошем смысле этого слова) фильма мировое кино не видало уже давно". Сам режиссер, которому недавно исполнилось 54 года, на пресс-конференции связал распирающую его нежность с возрастом. 

Гавр - это портовый город на севере Франции, где живет нищий, но гордый Марсель, неудавшийся писатель, ставший уличным чистильщиком обуви. Когда жена попадает в больницу, он начинает опекать малолетнего африканского нелегального эмигранта из Габона (бывшая французская колония в Центральной Африке, чтобы покончить с языковым барьером). Мальчику нужно спастись от депортации, переправиться в Лондон к матери, и Марсель, а потом и весь город ему начинает помогать, и даже инспектор Моне (Жан-Пьер Дарруссен) изменяет амплуа злого копа. Единственный в фильме безусловный подлец - стукач, которого играет Жан-Пьер Лео, - не может изменить ход дел, неминуемо ведущий к победе добра. Впрочем, как отмечает Антон Долин, "волшебный хеппи-энд построен на нарочито неправдоподобных обстоятельствах, которые однозначно указывают на способность режиссера признать подлинное положение дел. В его мире не без добрых людей, и, хотя зло не будет наказано (так далеко идеализм режиссера не простирается), ему не удастся и восторжествовать". 

Другой передышкой на фоне "вульгарного гламура этого фестиваля" Эндрю О'Хехиру из Salon.Com показался "Ханезу" Наоми Кавасе (Naomi Kawase) - "спокойный созерцательный фильм, ценный скорее фиксацией ритмов природного мира и циклов истории, нежели сюжетом, персонажами или яркими кинематографическими приемами". Действие - "гипнотическая смесь пейзажей, романтического треугольника, японской мифологии и семейной археологии" - происходит в японской деревне Асука (на родине режиссера). Сама Кавасе шутила, что люди в ее фильмах играют вспомогательную роль; романтический треугольник, состоящий из патлатого скульптора Такуми (Тохта Комицу), замужней Кайоко (Хако Ошима) и ее мужа Тетсуи (Тетсуя Акикава), - стаффажные персонажи на фоне деревни, окрестностей, раскопок старинного японского города и "магического реализма" по-японски. 

В среду состоялось событие, которого ждали все, - премьера "Меланхолии" - фильма-катастрофы, или апокалиптики по-триеровски. Меланхолия - это название гигантской красной планеты, которая изменила орбиту и устремилась к Земле, чтобы ее снести с лица Вселенной. Перед лицом смерти (почти по Толстому) теряют значение фальшивые и условные буржуазные ритуалы - свадьба Жюстины (Кирстен Данст) и Майкла (Александр Скарсгард); практичная и трезвомыслящая сестра Жюстин Клэр (Шарлотта Гинзбург), в доме которой идет вечеринка, теряет самообладание. Кино еще предстоит пересмотреть, потому что в Каннах этого почти ни у кого не получилось; первая и едва ли не единственная блиц-попытка вписать его в контекст поэтики Триера принадлежит Антону Долину, демонстративно сосредоточившемуся на творчестве. Внимание остальных от фильма отвлек поток сознания Триера на пресс-конференции - о нацизме, евреях ("Я не за вторую мировую и не против евреев. Я очень хорошо отношусь к еврееям. Ну, не очень хорошо, учитывая, что Израиль - это геморрой. Но все-таки, как бы это сказать... Ок, я - нацист") и Адольфе Гитлере ("Он не был, что называется, хорошим парнем, но я многое в нем понимаю и симпатизирую ему, да, чуть-чуть"). 

Триер напористо бредил, весь рандом его скользких мыслей в спрямленном виде попал в ленты информагентств и утопил в себе все остальные новости с фестиваля. 

Аргентина, слишком долго не признававшая Холокост, не смолчала первой: аргентинская компания DC из-за "неприемлемых заявлений", "оскорбительных для евреев и всего человечества", отказалась от дистрибуции "Меланхолии" в странах Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Чили). Кирстен Данст, сидевшая на прессухе рядом с Триером, предсказала, что тот вырыл себе глубокую яму. На следующий же день последовали официальные санкции (режиссер был объявлен на Каннском фестивале персоной нон-грата), а режиссер Клод Лелуш, одобривший решение руководства фестиваля, в интервью AFR говорил о Триере исключительно в прошедшем времени, как о покойнике: "Это печально, потому что он совершил кинематографическое самоубийство, а ведь снимал очень хорошие фильмы". 

Кто-то (Кирилл Разлогов, например) воспринял это как рекламу фильма, и если бы это был не Триер, а кто-нибудь еще, другого объяснения и не потребовалось бы. Впрочем, со стороны кажется, Триер почувствовал, что стал режиссером слишком для многих и начал отсекать публику искусственными способами, в убыток себе. Обещаниями снять порно с Кирстен Данст и Шарлоттой Гинзбург вызвать культурный шок не удалось (во-первых, этому намерению уже лет 10, во-вторых, Zentropa успешно сняла несколько порнух, в т.ч., "Розовую тюрьму" Лизбет Люнгхофт в декорациях "Танцующей в темноте", в-третьих, шокировать этим - анахронизм), а надписью "FUCK" на фалангах пальцев удалось вызвать лишь подозрение в слабоумии, поэтому он высказался так, чтобы наверняка. 

Первым официальным извинениям никто не поверил (в определении "записной провокатор, поддавшийся на провокацию", - слишком много тавтологии), а дальнейших разъяснений ("Я имел в виду, что мне нравится Гитлер в бункере, строящий планы. А не то, что делал Гитлер") и фрондерства ("Я даже немного горд, что мне присвоили имя персона нон-грата. Думаю, семья должна гордиться мной") уже никто не слушал. (Сразу вспомнилось, как после выхода "Антихриста" в 2009-м, два ведущих отечественных кинокритика Юрий Гладильщиков и Алексей Медведев затеяли спор, в котором решали, на какую полку товароведам сети магазинов "Мир" надлежит поставить "Антихриста": дурак Триер или провокатор? серьезно он или стебется?) 

Триер показал, где сегодня может выйти перебор с провокациями, чтобы их не восприняли как самовыражение творческого человека. 

Даже если бы он разделся голым и стал ржать по-лошадиному, в Каннах-2011 это сошло бы за соврарт, все бы сказали: "Вот ржет крупный современный режиссер", и никто бы Ларса фон Триера не тронул. Он в очередной раз попытался найти, на что надавить так, чтобы запищало, и нашел. 

"Кожа, в которой я живу" (La piel que habito) Педро Альмодовара, показанная в четверг, - адаптация романа французского писателя Тьери Жонка "Тарантул" (Thierry Jonquet, Tarantula). Сам Альмодовар определил жанр как фильм ужасов, но "без испугов и воплей". Сюжет о пластическом хирурге д-ре Ледгарде (Антонио Бандерас), пытающемся на живом материале (Вере, роль ее исполнила Елена Анайя) создать новую кожу, не чувствующую боли, которая могла бы спасти жизнь его жене, погибшей несколько лет назад в автокатастрофе, - развивается в новую историю Франкенштейна, схешированную с мифом о Пигмалионе. Без спойлеров обошелся Дэвид Гриттен (The Telegraph): "как обычно у Альмодовара, прошлое объясняет настоящее, а в лабиринте сюжета предусмотрены несколько окольных путей, которые в конце концов плавно совмещаются и приводят к кульминации". 

К тому времени Триер уже уехал, но Канны накоротко замкнуло.

Слово "Холокост" стало звучать как изощренное ругательство, с которым надо поаккуратнее. Первый англоязычный фильм Паоло Соррентино «Должно быть, это здесь» (This Must Be The Place - строчка из песни Talking Heads) воспринимался критиками не иначе как в контексте триеровской эскапады. У Соррентино и Умберто Контарелло (авторы сценария) рокер-пенсионер (Шон Пенн), узнав о смерти отца, с которым 30 лет не общался, плывет из Ирландии в Нью-Йорк Сити, и там выясняет, что отец всю жизнь пытался найти своего палача из Освенцима; сын берется закончить его дело. Тодд МакКарти в статье для Reuters счел, что, втыкая в сценарий Холокост, Соррентино создает себе проблему: в результате и Холокост опошляется (trivializes), и качество фильма страдает от претензий. (Возможно, критику вспомнился не только фашиствующий Триер, но и "Способный ученик" Стивена Кинга.) Если Джей Стоун (Vancouver Sun) тихо сублимировал (назвав героя Шона Пенна "причудливой версией несчастной героини триеровского фильма, хотя в "Должно быть, это здесь" вместо конца света смесь истории мести со стилизованным путешествием через Америку, где ... нацист отсиживается в трейлерах на заснеженной равнине, в полном одиночестве"), то, к примеру, Кэтрин Шорд (Guardian) показала всю замусоренность своего мозга. Мария Кувшинова отметила, что на пресс-конференции по фильму "никто так и не решился задать вопрос о нацистах". 

Осокин Михаил
читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).