Самое интересное из наших конспектов за минувшую неделю:
Историк Николай Эппле описал цель, которую преследует российское государство в ходе «битв за историю». Эта цель — «отключение навыка критического отношения к себе. Государство не может быть не правым. Если оно допускает какие-то ошибки — это перегибы на местах. Но в целом всё в порядке. И это транслируется дальше: я сам не могу быть не прав. Я не допускаю разговора о своем семейном прошлом (как о чем-то проблематичном). И лучше вообще туда не лезть, потому что вдруг там может оказаться что-то сложное и требующее включения какого-то критического аппарата. Эта манипуляция прошлым призвана блокировать разговор критический и выкрутить на максимум нарратив гордости».
Главред газеты «Завтра» Александр Проханов в очередной раз в фирменной экспрессивной манере попытался описать путинскую идеологию: «Сегодняшняя Россия стряхивает с себя перхоть ельцинизма, коросты либеральной экземы. <…> Это русское чаяние, эта вековечная Русская Мечта управляет сегодня гиперзвуковыми "Кинжалами" и "Калибрами", ведёт в бой русских десантников и танкистов, вдохновляет бесподобных и героических ополченцев Донбасса. Эта идеология, ещё до конца не проявленная, не имеющая своих провозвестников, своих художников и певцов, уже присутствует в сегодняшнем русском народе. Народе, который славит творца словами "Слава тебе, Господи!" и "Аллах Акбар!". Это идеология Победы, идеология великой схватки и великого одоления, и Россия вновь берёт на себя страшную, непосильную для других народов ношу — ломает хребет фашистскому зверю».
Политолог Владимир Гельман рассказал об общей для многих авторитарных режимов беде: «Проблема многих авторитарных режимов состоит в том, что власти не обладают достаточной информацией о возможных последствиях своих шагов. И поскольку принятие решений очень слабо институционализировано, то закрытая среда просто препятствует тому, чтобы альтернативная информация доходила до тех, кто принимает решения в крайне узком кругу».
Поделился своими странными видениями режиссер Эмир Кустурица: «Мы имеем дело с абсолютным воплощением лицемерия, с одной стороны. С другой стороны находится Россия — некоммунистическое, либеральное, хорошо организованное государство, которое было вынуждено вооружаться в ущерб благополучию своих граждан, и сейчас мы понимаем, почему это делалось».
Историк литературы Глеб Морев к столетию «философского парохода» напомнил о ценном советском опыте: «Высылка — это как бы "гуманистическая" замена террора. То есть инакомыслящих не уничтожают физически, а удаляют из советского публичного поля путем перемещения их тел в другое, изолированное от советского, пространство и таким образом минимизируют их влияние на внутреннюю политику. Первым таким актом была собственно высылка интеллектуалов 1922 года».
В нашем проекте «После» военный обозреватель «Новой газеты» Валерий Ширяев говорил о роли националистических идей в постсоветской истории, а журналист Виталий Лейбин — о том, как он видит события последних восьми лет в Украине. Иван Давыдов в своей колонке разбирался в том, что же все-таки, помимо гамбургеров, покупали советские люди в «Макдональдсе», а Игорь Аверкиев предупредил, что превращение в массовом сознании «спецоперации» в «отечественную войну» станет катастрофой для всех.
И запишите в блокноты: в четверг, 26 мая, в рамках публичных лекций «Полит.Ру» журналист, математик и популяризатор науки Андрей Коняев расскажет об истории просветительского бума в России — от первых интернет-проектов, создававшихся на энтузиазме, и до того момента, когда главными просветителями у нас сделались Вован, Лексус и Рамзан Ахмадович Кадыров.