Самое интересное из наших конспектов за минувшую неделю:
Американский интеллектуал Ноам Хомский, которого в последние годы очень полюбили российские пропагандистские каналы, так описал варианты окончания путинской спецоперации: «Есть только один способ довести это до конца: это дипломатия. Дипломатия по определению означает, что ее принимают обе стороны. Им это не нравится, но они принимают это как наименее плохой вариант. Это дало бы Путину своего рода спасательный люк. Это одна из возможностей. Другая — просто растянуть и посмотреть, сколько все пострадают, сколько погибнет украинцев, сколько пострадает Россия, сколько миллионов людей вымрет с голоду в Азии и Африке, сколько мы продвинемся в сторону отопления окружающей среды до такой степени, что не будет возможности для нормального существования человека. Это варианты. Что ж, с почти стопроцентным единодушием Соединенные Штаты и большая часть Европы хотят выбрать вариант без дипломатии».
По-прежнему в ударе заместитель главы Совбеза Дмитрий Медведев. В интервью «Аргументам и фактам» он высказался по всем практически ключевым темам повестки. Вот, например, об «отмене русской культуры»: «Что касается русской культуры, то она от украинской, от общеевропейской, от мировой неотделима. "Запрещать" её бесполезно. Только придурки могут всерьёз рассуждать об этом. Человек, который из "идеологических соображений" не читал Пушкина, Достоевского, Чехова, Толстого, не видел полотен Сурикова и Репина, не слушал музыку Чайковского, Прокофьева или Рахманинова, сам себя загоняет во тьму невежества». Ну, и так далее.
Поэту Льву Рубинштейну хватило одной фразы, чтобы описать переживания обычного человека, живущего сейчас в России. Отвечая на вопрос «Героем какого фильма вы себя ощущаете?», Рубинштейн сказал: «Я ощущаю себя младенцем, лежащим в коляске, неуправляемо катящейся вниз по Одесской лестнице в "Броненосце "Потемкине"».
Политик Григорий Явлинский опубликовал большую статью о причинах, которые, по его мнению, сделали неизбежной нынешнюю ситуацию. Начинает не от Гостомысла, но с развала Союза, привычно громит врагов — от «приватизаторов» до Навального, но ценные мысли тоже формулирует. Ну, допустим: «С начала 2000-х власти стали искусственно позиционировать постсоветскую Россию как политическую наследницу одновременно и Российской империи, и СССР. Поскольку правовой оценки советского периода дано не было, а принципиального обновления бюрократии не произошло, это сформировало отношение к советско-большевистскому наследию как к закономерному этапу российской истории, достойному преемственности».
И вот еще об «отмене русской культуры». Литовский поэт Томас Венцлова: «…говорить, что империализм и агрессия в "генах у русских" или "в культурном коде" — это расизм, так это и надо называть. Сейчас в Литве модно развенчивать Толстого (самого антимилитаристского и антиимпериалистического писателя из существовавших) или Достоевского, который, слышишь, говорил, что все в мире не без вины (но так говорил и Иисус Христос — виноватых нет, если они сожалеют и каются, — а Достоевский только повторял его слова). Я считаю, что это глупости, даже если об этом говорят министры культуры или популярные публицисты».
Не пропустите также заметки кинокритика Кирилла Софронова о новом фильме Александра Ханта «Межсезонье». И сам фильм тоже не пропустите.
У «Публичных лекций» пока перерыв, но скоро они вернутся. А новая беседа в рамках проекта «После» — уже завтра.