Самое интересное из наших конспектов за минувшую неделю:
Александр Дугин, которого иногда называют идеологом путинского режима, продолжает радовать ценителей: «Надо вернуться к теме всенародных хороводов. Пора. Но первые хороводы должны водить бизнесмены и бизнес-леди. Одетые с иголочки, после фитнеса, загорелые и с прекрасными фигурами, они встанут в гигантский круг на много километров и начнут изящно, слегка покачиваясь, двигаться под звуки ритмичной техномузыки. <…> Впереди будут министры с женами и просто знакомыми, а затем крупный бизнес, потом бизнес помельче и секретарши… Так начнется всеобщее возрождение».
Постоянный участник нашего проекта «После», юрист и политолог Владимир Пастухов пишет об угрозах, которые на самом деле создает Запад: «Единственная реальная угроза со стороны Запада состоит в том, что не только его прямое или косвенное вмешательство, но даже сам факт его существования в качестве примера альтернативной политической культуры является фактором, который может способствовать смене власти внутри России и приходу к ней других лиц, чем те, кто контролирует ее с начала нулевых (а фактически — с начала 90-х). Это возможно. Но это не вопрос безопасности России, а вопрос безопасности, точнее — благосостояния, этих лиц».
Предпринимательница, в недавнем прошлом омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова предлагает вариант определения патриотизма, отличный от казенного: «Патриотизм — это про качество ежедневной жизни тех самых "земляков" и "соотечественников". Это гордость за свою страну, за свой город, ухоженный двор. Когда в стране хочется растить детей, когда в ней безопасно творить и предпринимать. Это обустроенные детские площадки, отсутствие психоневрологических интернатов и детских домов, забота о стариках не только перед выборами, качественная медицина в любой точке страны, это признание реальных проблем и их устранение, на любом уровне. Высказывание критики внутри страны — тоже патриотизм».
Блогер Михаил Пожарский намекает, что пора бы завершить бесплодные стенания — и о коллективной вине россиян, и о том, что бедных россиян вечно кто-то обижает: «...разговоры о коллективной вине россиян — это одна вредная крайность. Разговоры о том, что россиян нынче все обидели и предали, — другая вредная красность. По возможности, стоит избегать обеих этих крайностей».
А политолог Григорий Голосов утверждает, что распад России возможен, но работает на него не оппозиция и не Госдеп, а российская власть, формирующая территориальные добровольческие части: «…сценарий, при котором Россия распадется-таки на 80+ независимых стран, не исключается, — но страны эти будут не благостными демократиями в европейской орбите, а бандитскими автократиями. И ведут к этому Россию не ее реальные или воображаемые враги, а собственные власти».
В проекте «После» — сразу два разговора. С юристом, специалистом в области цифрового права Еленой Авакян — о цифровом суверенитете и о том, как могло бы выглядеть идеальное цифровое будущее. И с филологом, литературоведом, историком, профессором Оксфордского университета Андреем Зориным — о том, как нам обустроить виртуальную Россию, о главной ошибке интеллектуалов и о том, для чего все-таки хранить русскую культуру.
Читайте Полит.Ру!