будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Голиков Сергей

... И с мухами дружил

... И с мухами дружил
Banhart1

Ностальгия по волшебным психоделическим шестидесятым  и семидесятым столь ощутимо накрыла отечественную публику, что на представителей ретророк-волны обратили внимание промоутеры московских клубов - и наперебой стали предлагать громкие имена. На этой неделе московские меломаны разрываются между концертами the Strokes, Аnimal Collective и Девендры Банхарта. И хотя основной успех пришелся на долю первых, выступавших во вместительной Горбушке, немалую аудиторию, заполнившая в воскресенье клуб “Апельсин”, привлек молодой сонграйтер и лидер движения “неофолк” Девендра.

Слава Банхарта - худого бородатого юноши с длинными спутанными волосами и точкой-бинди меж бровей - парадоксальна. В 2002 году этот бездомный парень из Калифорнии записал свои песни при помощи допотопного четырехдорожечного пульта, аккомпанируя себе на гитаре. На запись обратил внимание Майкл Джира - известный продюсер и лидер андерграундной группы-легенды  the Swans - и выпустил первый альбом Банхарта на своем лэйбле c подходящим названием Young God. С тех пор Банхарт считается одним из главных фигур течения под названием “Неофолк” или “Новый странный фолк”, объединяющее таких музыкантов как Джоана Ньюсом, Суфьян Стивенс, Cocorosie,  возраждающее концепцию и звучание психоделической музыки хиппи 60-х. Аутсайдерская по своей сути, эта музыка превратилась в одно из самых модных музыкальных направлений последних лет, и пока что не подает никаких признаков дряхления. Скорее всего, здесь сказывается усталость публики от геройства и “глэма”, неизменно присутсвующего в поп- и рок-музыке последних двадцати лет.

Несмотря на то, что последний альбом он записывал во внушительной компании, которую сам называет “семьей” и которая едва поместилась на обложке диска, на московском концерте Девендра выступил в “камерном” составе: барабанщик-перкуссионист, гитарист и девушка - басистка. При этом сохранилось одно из главных достоинств записей Банхарта - здесь никогда нельзя понять, какие инструменты звучат и кто подпевает, если, конечно, не смотреть в этот на музыкантов. Сама музыка здесь отходит на второй план, пренебрегая обычным для рок-группы набором - барабаны, бас и гитара. Она напоминает циновку, сплетенную из грубых, но приятных растительных волокон. Инструменты “включаются” произвольно. Главное здесь - это голос Девендры - очень пластичный, вибрирующий, вобравший американский кантри-блюз с одной стороны и латиноамериканские традиции - с другой. (Девендра много лет прожил в Венесуэле и среди любимых музыкантов называет, в частности, Каэтано Велозо). 

Обычно Банхарт играет босиком в простой одежде, сидя прямо на полу, но на московском концерте Банхарт и его гитарист были одеты в черные брюки, белые рубашки и жилетки, что напоминало иллюстрации к раннему периоду истории Нового Света. Но общее впечатление от облика группы Банхарта - бродячие музыканты. Они очень живописны и несколько не вписываются в атмосферу клуба - гораздо органичней эти люди смотрелись бы на открытом воздухе, например, на Грушинском фестивале. Конечно, в том случае, если бы в 60-е - 70-е у нас слушали не Галича, а Боба Дилана.

В перерывах между песнями Девендра непринужденно распивал водку с соком и общался с публикой, с детской непосредственностью показывая свое знание русского слэнга. В отличие от большинства гастролеров, он совершенно не торопился отыграть программу и покинуть сцену. И это понятно: в образе молодого хиппи-полубога пребывать на сцене вполне комфортно. В какой-то момент Девендра царственным жестом пригласил людей из зала исполнить их собственные песни. Смельчаки нашлись - и вот уже “отец неофолка” аккомпанирует им на барабанах и подпевает.

Торорпиться Банхарту действительно некуда - вот уже много лет он бездомный, живет в разных местах, и даже неожиданная известность не заставила его перейти к оседлой жизни. Он не считает себя принадлежащим к какому-либо времени или месту, рассуждает о том, что в каждом мужчине есть женщина (и наоборот), в связи с чем охотно переодевается в женские платья, исповедует ньюэйджевую “собственную религию”, замешанную на индуизме и многочисленных психоделических опытах.

Никогда нельзя сказать точно, говорит ли он всерьез или сочиняет на ходу свои истории. Например, когда он рассказывает о том, как записывался вой волка на песне “Mama Wolf”: “Наша скрипачка сказала, что дома держит волка и может привести его в студию, чтобы тот повыл в записи. Якобы она знала какой-то секрет, как с ним обращаться, но когда волка притащили, то он долго отказывался выть. И только тогда, когда скрипка заиграла высокие ноты, он сделал то, что от него и требовалось”.

Самого Банхарта часто обвиняют во вторичности. Его андрогинная манера пения напоминает критикам то Марка Болана, то Билли Холидэй. Когда видишь Девендру на сцене вблизи, ореол “божественности”, как всегда бывает в таких случаях, теряется, и образ его порой кажется наигранным, а сам он - сильно переоцененным. Так или иначе, молодой сонграйтер с экзотическим индийским именем, данным родителями в честь их духовного наставника, и харизматичным обликом, продолжает обращать людей в свою религию.

Голиков Сергей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).