Вообще-то в Германии принято все делать заблаговременно: приглашать на рождественский обед еще в августе, а летний отпуск планировать начиная с предыдущего сентября. Непредусмотренные долгосрочным планированием сюрпризы в Германии не приветствуются. И все же полностью избежать случайных сбоев и, как следствие, нервозных авралов не удается. Даже (или - тем более) в политике. Предстоящие 18 сентября выборы канцлера совсем уж неожиданными считать нельзя. Уже после весеннего поражения правящей партии на выборах в двух западных землях было ясно, что Шредеру предстоит бороться с дамой – Ангелой Меркель.
Неудивительно, что краткосрочность предвыборного периода мобилизовала все политические силы – слишком большая ставка. Удивительно другое – с какой ненемецкой скоростью области, далекие от политики, поспешили сорвать куш. Масс-медиа, поп-культура и мировая Сеть припали к золотой жиле темы выборов с фантастической жадностью. Слишком уж заманчив сюжет: борьба мужчины и женщины волновала и древних мифотворцев, и увенчанных венками классиков, и самых пошлых современных юмористов. Тем более привлекателен сценарий с такими выигрышными для массового сознания амплуа. Роль селфмейд-мена, жовиального героя-любовника, высокомерного мачо - с одной стороны. Ее, разумеется, исполняет действующий канцлер. Роль стеснительной, но умной и ушлой «девочки, чей политический талант открыл Коль», играет Меркель - первая из немецких женщин, замахнувшаяся на этот пост.
Рынок среагировал на предвыборную кампанию молниеносно. И вот уже в книжных и музыкальных магазинах - многочисленные биографии конкурентов, аудиодиски с пародистами, изображающими канцлера и его соперницу, DVD с интерактивными играми и развлекательными «Куклами», в которых действуют все те же герои в главных ролях.
Интернет тоже не остался в стороне – но его партия несколько иная. В Сети границы этически допустимого несколько раздвинуты: свободный пользователь может, не опасаясь преследования, закидать нелюбимого политика на выбор помидорами или тухлыми яйцами, заставить танцевать под свою дудочку (поп, рок, свинг, джайв или брейк). И претедентка на канцлерское кресло будет крутиться на одной руке, вымученно улыбаясь, а угрюмый канцлер засеменит ножками на фоне выбранной декорации и в сопровождении избранного пользователем кордебалета. Эти развлечения совершенно бесплатно предлагают flash-игры, не предполагающие никаких интеллектуальных усилий. Хотя есть среди них и «развивающие» - составление речи канцлера, например. Со всеми кхеканьями, всхлипами, меканьями и раскатистым смехом... Ясное дело, что чем выше число хостов, тем вернее появление желанных рекламодателей. А их на некоторых флэшах столько, что и самой игры почти не видать.
Другая политика у авторов «Генератора по производству канцлеров» - мультимедиа-агентства «Zellteilung». Каждый посетитель может по собственному вкусу создать лицо будущему победителю на выборах - а при желании приставить Шредеру нос Меркель и наоборот. Разумеется, игру в паззл веб-дизайнеры создали не развлечения ради, а с прямой коммерческой целью: забавный «Генератор» активно рекламирует само агентство - только за последние четыре недели игру загрузили 200 000 пользователей, а около 10 000 послали другу «канцлерский лик» по е-мейлу. Превосходные результаты были достигнуты при минимуме затрат.
Конечно, по сравнению с телевидением, это все, однако, очень скромный бизнес. Телевизионный размах хорошо проиллюстрировала теледуэль, состоявшаяся 4 сентября. Еще до появления главных претендентов в телестудии было очевидно, что почти каждый из зрительской аудитории уже решил, за кого проголосует. Понятно было и то, что уверенность не помешает жадному зрительскому интересу – шоу будут смотреть наверняка. Поэтому каждая из четырех ведущих телепрограмм отправила на дуэль «свое лицо» - одного из ведущих. Заранее было расписано, кто задает первый, а кто последний вопрос. Какого цвета пол в студии и какой высоты трибуны.
И шоу состоялось – результат удовлетворил всех. Каждая из партий, чьи кандидаты сражались на воскресной дуэли, посчитала себя победительницей. Пока, впрочем, о своей безусловной победе может заявить только телевидение: дуэль Меркель-Шредер вошла в пятерку программ с самым высоким числом зрителей. Первое место за последние три года удерживает заключительный матч Германия-Бразилия Чемпионата Мира 2002 года (26,5 млн зрителей), второе – финальный матч Португалия-Греция (ЧМ-2004, 24.77 млн), третье – поражение Германии в кубке Европы (23,5 млн). То есть политика – почти что футбол: без малого 21 миллион зрителей. А значит, самое время делать деньги, ведь до Чемпионата Мира еще далеко.