будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура

Агрессия в России

Высокий уровень повседневной агрессии относится к числу тяжелейших проблем российской жизни. Об истоках этого роста агрессии и способах ее минимизации мы побеседовали с занимающимся многие годы исследованием этих проблем Сергеем Ениколоповым – заведующим отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, заведующим кафедрой криминальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Ему приходилось работать с заключенными, проводить исследования на стыке психологии и криминологии. Интервью взял Дмитрий Ермольцев.

Много говорят о росте количества убийств в стране. Есть ли какая-то статистика по подросткам?

Точно сказать не могу, но процент убийств, совершаемых подростками, растет. В России происходит около 32 тысяч убийств в год и примерно столько же людей исчезает бесследно. И возраст убийц “уходит вниз”, они становятся моложе. Есть дети-убийцы, которые не достигли возраста уголовной ответственности, и был даже в Москве период, когда насчитывалось около 100 таких детей.

То есть Москва не является более благополучной, чем деревня, глухая провинция?

Наоборот, она становится все менее и менее благополучной. Нужно понимать разницу между нами и Западом. На Западе есть огромное количество маленьких городков и деревушек, где десятилетиями не было никаких убийств. Но у нас еще с советского времени нет такого города или села, где не было бы насильственных смертей. А в Америке огромное количество городков, где убийств не происходило 70-90 лет. Убийства концентрируются в больших городах, таких как Чикаго, Сан-Франциско. А в нашей стране распределено равномерно.

В чем причина?

Половина нашей страны прошла через лагеря. Мы криминализовали страну. Одни сидели по политическим статьям, другие по уголовным, но все в общем бараке. И при смешивании получился эффект чумного барака: все начинают заражаться общими болезнями. Одних положили с гриппом, других с аппендицитом, а в результате у всех чума. Криминализация началась с 1920-х годов, в 1930-е был апогей. Большая часть общества прошла через лагеря, и поэтому у нас спокойно относятся к преступности.

Вот, например, 1974 год, город Алексин – обыкновенный город в Тульской области. Там после школы сидели все мальчики – выпускники одной параллели. Все, кроме сыновей первого секретаря горкома и главврача городской больницы.

Нынешнее положение с этим хуже или лучше, чем в Союзе?

Хуже, конечно. В советское время была, правда, повальная криминализация, но, с другой стороны, альтернатива: вот, получишь образование и вырвешься из этой среды.

Делается ли сегодня что-нибудь для профилактики социально опасного поведения?

Нет. То есть микродействия, конечно, есть: организация психологической службы в местах лишения свободы, попытка создать школы для трудных подростков, причем не школы-тюрьмы, а именно школы. Потому что раньше в Москве их всех просто загоняли на Лосиный остров. Там находилась закрытая школа, где били, насиловали, сажали в карцер. Потом стало известно, что там происходит, был скандал, школу расформировали. Сейчас сделана попытка устроить нормальные школы для девиантных подростков.

Вы говорите об уменьшении уже существующего зла. А профилактика?

Профилактики нет.

Кто и как должен заниматься профилактикой насилия?

Государство, СМИ. Надо понимать, как человек обучается агрессии и для чего ее использует. Какова роль биологии и каков вклад социума. Люди рождаются с инстинктами. У одних они сильно выражены, у других слабо. С агрессией – то же самое. Потом, как и у животных, наступает период обучения, причем некоторые возраста более сенситивны к определенным видам обучения. Агрессии замечательно учатся с 7 до 11-12 лет. Одни обучаются хорошо, другие плохо. Параллельно человека учат сдерживать свою агрессию, и опять же одни учатся хорошо, а другие плохо. В результате человек знает, в какой ситуации можно проявить агрессию, а в какой нет. Одна из главных функций агрессии –  снятие напряжения: выругался и успокоился. Некто приходит домой с дурацкой работы и разряжается на всех слабых: на жену, на детей, может на улице поймать слабого и избить. В одном месте чувствует себя ничтожным – в другом разряжается. И если говорить о профилактике такой агрессии, то было бы полезно объяснить телевизионщикам, что, если они хотят жить в тихой стране, надо показывать меньше убийств.

Но журналист должен доносить информацию о том, что действительно происходит, а не закрывать неприглядные вещи ширмой.

Никаких прикрытий, не дай Бог. Это еще хуже. Вопрос в том, как рассказывать. Можно показать 50 трупов, а можно, как в США 11-го сентября, не показать ни одного. Это было сознательное и негласное решение американских телекорпораций. Все нужно говорить, но не все нужно показывать. Можно сообщить о казни Саддама Хусейна, а можно показать ее с подробностями. Во втором случае садисты будут смотреть с удовольствием. Показывать расстрелы или сообщать о расстрелах. Запрет на показ должен касаться только фильмов с насилием. Если их трансляцию не уменьшить, агрессия будет расти. В новостных программах информация должна разумно подаваться и разумно комментироваться. У нас чрезвычайные ситуации обычно комментируют люди, которые просто не понимают, о чем говорят. Они же не берут на себя ответственность. Журналист должен научиться говорить о насилии так, чтобы, как врач – не  навредить.

Когда человек просто слышит сообщение о каком-то насилии, он равнодушен. Но если он видит последствия насилия, может появиться сочувствие.

Только если его очень редко показывают. А если каждый день показывают Багдад, то будет не сочувствие, а привыкание. У нас по всем каналам идут криминальные хроники. Показывают убитого. В первый раз нормальная реакция зрителя – сопереживание, но во второй, в третий, в десятый… Привыкание снижает весь пафос сочувствия. В 1988-м году, когда произошло землетрясение в Армении, все сочувствовали. Вы не представляете, что творилось у представительства республики. Мне нужно было по делу, и я не мог пробиться – столько там было народу, причем не армян, а просто москвичей. И все предлагали помощь. Студенты убегали с занятий. У меня было несколько студентов, которых я увидел в Армении среди спасателей на разборе завалов. И это была нормальная реакция, так же как с Чернобылем. Сейчас может хоть полгорода провалиться, никто палец о палец не ударит. Ну, 10 человек, которые всегда помогали, они и кошкам больным пойдут помогать, и завалы разбирать. А другая часть общества пойдет посмотреть. Третья дождется вечера и будет смотреть по телевизору.

Но не цензура же нужна?

Цензура так же бездарна, как “не-цензура”. Американцы показали, что самый эффективный способ профилактики любого девиантного поведения подростков – сообщить им, для начала, каково действительное положение вещей. Например, что 60% 15-летних школьников еще не “трахаются”. Когда подросток это знает, он может не дергаться и не спешить на якобы уходящий поезд. Другое дело, если он думает, что все уже там, а он один отстал. А когда известно, что 40% уже, а 60% еще нет, то можно не торопиться, а самоопределяться более или менее спокойно.

Точно так же обстоит дело с наркотиками. Огромное количество антинаркотических телепередач либо ничего не дают, либо имеют обратный эффект. Когда мы включаем телевизор, то возникает впечатление, что все принимают наркотики. И у зрителя возникает мысль: “Что это я засиделся? Вся страна употребляет, а я нет”.

Как влияют на формирование агрессивных установок семья и школа?

Если брать старое время, дотелевизионную эпоху, то все было намного проще. Образцы поведения задавались, как правило, в семье, в непосредственном социальном окружении. Были значимые взрослые – обычно родители, дальше присоединялась школа. Школа присоединялась с большим весом в подростковый период. Для младших подростков более значимо общение со сверстниками: с кем в это время общаешься, те и влияют. Человек из интеллигентной среды мог оказаться в “плохой компании” и стать более агрессивным. Когда к этому присоединилось кино и тем более телевидение, мы переместились в еще одну среду, дающую образцы агрессии, среду, которую мы не можем контролировать по-настоящему. Люди, которые смотрят агрессивные фильмы, эмоционально более готовы к насилию либо воспринимают любые ваши действия как агрессивные. Но взрослому обучаться бессмысленно. Если человек до 16 лет не обучился агрессивному поведению, то и не обучится, его можно только слегка “подразогреть”.

Точно так же обучаются хорошим вещам, например, ненасилию. Пацифизм, как все хорошее, нужно показывать чаще, тогда будет эффект. Но дается этот эффект труднее и действует меньше времени. Плохие слова выучиваются с одного предъявления. С забора – и на всю жизнь; даже если вы ими не пользуетесь, вы их знаете. А какое-то заумное слово из научного лексикона – со второй-третьей попытки. То же самое с агрессией и миролюбием. С третьего-четвертого раза, но миролюбие также выучивается. И в этом смысле телевидение может и помогать.

Влияние родителей и сверстников тоже остается, но немножко уменьшается, потому что экран конкурирует очень мощно. Взрослые в школе по-разному влияют на разные возраста. Для младших школьников авторитет учителя еще достаточно велик. У подростков, даже младших, он теряется и начинают приобретать авторитет соученики. Тем хуже, если взрослые сами предлагают насильственные ценности. Когда учитель несправедлив, может применять вербальное или физическое насилие, он помогает формированию агрессии у ребенка.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).