будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура

Александр Роднянский: Кинематографические критерии. И никаких других!

Александр Роднянский: Кинематографические критерии. И никаких других!
rodnyanskiy1

16 –ый российский кинофестиваль «Кинотавр», начавшийся 2-го июня, продолжает свою работу. Неожиданно для многих торжественная церемония открытия стала местом для  программных заявлений. Наример, прочитав приветствие президента фестивалю, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, добавил от имени государства ласкающую слух  фразу, которой так  и не дождался за все 15 лет основатель фестиваля в Сочи Марк Рудинштейн. "Кинотавр", - сказал Михаил Швыдкой – главный национальный кинофестиваль страны". 

О виртуозном владении искусством дипломатии нынешними руководителями «Кинотавра» - Александром Роднянским и Игорем Толстуновым - говорит и такой факт. Первый приз "Кинотавра" уже вручен Никите Михалкову - за вклад в киноискусство.  Это решение оставило за кадром всю общественную деятельность Михалкова, к которой, как известно, изрядная часть киносообщества относится критически. Тем не менее,  ни у кого из присутствующих на фестивале, не возникло сомнений в том, что награда заслужена.  Равно как и в том, что отныне «Кинотавр» становится местом, где к киноискусству будут относиться по высшему гамбургскому счету.

Об актуальных проблемах кинофестиваля,  в частности,  и кинематографа в целом  кинообозреватель радио "Эхо Москвы" Вита Рамм (специально для раздела "Прагматика культуры" на "Полит.ру") поговорила с президентом холдинга СТС, членом попечительского совета «Кинотавра»  Александром Роднянским.

Вас можно поздравить? Государство официально подтвердило статус «Кинотавра»  как главного национального кинофестиваля… 

Мы обсуждали концепцию «Кинотавра», его будущего развития,  но о юридическом оформлении этого статуса мы в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (ФАКК) никогда не говорили. Хотя безусловно,  «Кинотавр» за 15-летнюю историю заслужил звание главного национального фестиваля России.   

На одной площадке на протяжении 10 -12-ти дней существует  вся индустрия, и в этом  преимущество «Кинотавра» перед другими фестивалями. «Кинотавр» - уникален своим общением. Мы не ориентируемся на опыт Канн или Венеции. Там киноиндустрия делится на разные миры, которые не пересекаются. Например,  мир больших звезд и  менеджеров кинорынка  или  молодых продюсеров. У нас продюсеры, актеры, прокатчики, кинокритики могут прямо здесь договариваться о будущих проектах,  обсуждать проблемы. Потому для меня принципиально, чтобы все, кто приезжает на фестиваль – участники конкурсных, внеконкурсных программ, продюсеры, гости – были максимально успешны. Их успех – успех фестиваля в целом. Наша позиция делает возможным реализацию интересов многих, очень разных людей.  

В наследство вы получили и многие проблемы кинофестиваля. Что будете менять кардинально?

У Марка Григорьевича и его фестивальной команды  огромное количество достижений. Но за 15 лет также накопилось и много историй,  отношений, взаимоотношений, с государством в том числе.  Суть всех этих конфликтов я не пойму, наверно, никогда. Например, соперничество с Московским международным фестивалем, который имеет мало общего с «Кинотавром», конфликты с другими российскими фестивалями, конфликты с общепризнанными лидерами российской киноиндустрии и так далее. На мой взгляд, подобную эмоциональную субъективистскую  позицию национальный кинофестиваль позволить себе не может. 

Первое политическое решение вы уже приняли и наградили Никиту Михалкова призом «за вклад в киноискусство».  

Мы не занимаемся политическими играми. Михалков - выдающийся режиссер и актер, это первое. Ему в этом году исполняется 60 лет – второе. Третье – ни один отечественный фестиваль не даст ему такой награды. ММКФ и «Золотой орел» в сфере влияния Никиты Михалкова, а «Ника» - потому,  что между большей части кинообщественности и Никитой Сергеевичем существует многолетняя конфронтация.  Главная задача «Кинотавра» стать фестивалем, где, прежде всего,  существуют кинематографические критерии.  И никаких других!

Награждение Михалкова – знак всем, что на главный национальный фестиваль России спокойно смогут приезжать враждующие профессиональные группы.  Конкуренция – вещь жесткая, так происходит во всем мире. Но все наши коллеги  должны быть уверенными, что их фильмы будут оцениваться по критериям, не связанным c  той  или иной клановой группой. 

А если некий продюсер конкурсной картины за награду предложит вам оплатить часть расходов?

Мы в состоянии заплатить за себя сами. Это важный фактор. Мы сильная  и самостоятельная компания.  Для нас  фестиваль «Кинотавр» - не способ, извините, выживания, заработка денег и бизнеса. Да, мы будем вести фестиваль к самоокупаемости. В этом году еще  не получится, но через год–два мы добьемся и этого. Никто не спешит. И представить, чтобы кто–то посмел завести разговор со мной, руководителем  прибыльного холдинга  на тему  покупки приза  - смешно, настолько это бессмысленно.  И потому  жюри больше не будет получать  никаких «подсказок»  перед подведением итогов конкурсных программ. 

«Кинотавр» сам по себе – дорогое удовольствие? 

Да, это дорогой фестиваль. Мы «Кинотавром» занялись только два месяца назад и многого не знали. Где–то потратили больше, где–то не успели договориться. В этом году научимся. 

Цифры  можете назвать? И сколько из потраченного,  возмещает государство?

Итоговые цифры будут ясны по окончания фестиваля, но примерно  это 1,5 - 2 миллиона долларов. От Федерального агентства, Краснодарского края, города Сочи мы  получили около 30 процентов от общей суммы.

«Кинотавр» не единственный ваш фестиваль. В этом году организовали в Киеве международный кинофестиваль документального кино «Контакт».  Киевский фестиваль не разовая акция?

В 2006 году с 8 по 14 апреля пройдет второй фестиваль. Я уверен, что у «Контакта» очень хорошие перспективы. 

Складывается впечатление, что к чему бы вы ни прикоснулись – дело начинает двигаться в правильном направлении. Это результат тщательного анализа, расчетов или вы интуитивно чувствуете будущий результат?

Мне важно стратегически понять, куда я двигаюсь. «Кинотавр» не был моей идеей. Это было предложением Рудинштейна, которое он сделал нам с Игорем Толстуновым здесь, в своей сауне.

Но Вы должны были просчитать свои риски, ведь фестиваль «Кинотавр» строился в основном на романтической идеологии – в отсутствии проката сохранять российское кино. Ваше поколение уже другое. 

Не согласен, что ситуацию  с фестивалем можно рассматривать только в ключе «романтики – прагматики». Я полагаю, что мое поколение имеет твердое представление о системе координат, в которых мы живем, и о системе координат,  в которых мы хотим жить. Это очень важно различать. Мы понимаем, что нас не устраивает,  и мы хотим сами формировать новую систему. И в этом  смысле,  мы тоже в какой–то степени романтики, полагая,  что в состоянии изменить систему координат.  Но в отличие от прежних романтиков, которые действовали на уровне эмоций, слов и жестов, порой  даже авантюр, мы стараемся действовать в рамках правил игры, не нарушая  логику развития. Мы втянулись  в ту жизнь, которая сегодня во дворе и пытаемся в этой жизни преуспевать.

 Новая система координат от человека творческой профессии требует существенной «перестройки». И не все согласны переучиваться… 

Я  тоже не занимался бизнесом, а снимал документальное кино. Но  когда понял, что мне не хватает знаний, чтобы жить в  новых правилах, овладел  - не новой профессией, а освоил для себя новый инструментарий.  Мое поколение, которое романтики–шестидесятники называют прагматиками, на самом деле многому учится. Мы тратим на, извините, работу над собой огромное количество времени. Я не стесняюсь задавать вопросы, если что–то не знаю или не понимаю. А поколение романтиков губит псевдовсезнание и  установка: давайте изменим мир, не зная,  на что  все следует менять. Следующее поколение, которое идет за нами, могу сказать на примере сына – все дела начинает с предварительного анализа. 

Но на вашем СТС есть один продукт, объединяющий   не только разные поколения, но и разные слои общества. Чем вы можете объяснить успех ситкома «Моя прекрасная няня»? Неужели вы заранее все так удачно просчитали?

Данный сериал – не экзотика. Реальные характеры, добрый смех и модель современных отношений с миром. Нашему зрителю очень комфортно существовать в такой системе. Мы, запуская сериал, хотели дать возможность зрителям убедиться, что их жизнь в их руках. Они могут управлять жизнью, а не она ими. Мы понимали, что и телевидение,  и кино, владеют огромной силой,  которую романтики  от советского кино ограничивают лишь функцией правды. Никакая это не правда. Это всего лишь  представление конкретных людей  о правде. И очень часто, в силу опыта этих людей,  мы получаем мрачное, чернушное кинематографическое пространство, в котором нет места жизни, нет места будущему. Нет места преодолению, мощным людям, внутренним решениям. 

 Все это можно увидеть на экране. Но в английском кинематографе…

Моя любимая кинопроизводящая компания - «Working Title». Ну, нет такой Англии на самом деле, как в их фильме «Реальная любовь»! Авторы добродушно смеются над тысячами актуальных проблем: расовыми, экономическими, национальными, социальными, возрастными, интеграцией Англии в Европу, сложных отношениях с Америкой и так далее. Я знаком с  продюсерами «Working Title» Тимом  Биваном и Эриком  Феллнером. Они целенаправленно снимают позитивное кино. И наша «Няня» из этой области.

В киносообществе к позитивным комедиям у нас относятся, как к «Кубанским казакам» - снисходительно. 

Мне кажется, такое придумать гораздо сложнее, чем придумать интеллектуальное кино. Я  не понимаю степень ответственности авторов фильмов, после просмотра которых,  у зрителей в очередной раз усиливается ощущение бессмысленности, тщетности их усилий и  бытия. Вместо того, чтобы убеждать в обратном. Утверждать, что нужно и можно изменить жизнь,  сделать ее такой, какой они, зрители, считают правильной. А правильная – она бывает разная, что тоже  очень важно. Позитивное необязательно должно быть  в духе реваншистских  представлений о «сладком советском периоде»  брежневской эпохи. Мы живем сегодня в совершенно другой стране, в другой исторической реальности. 

После процесса над Ходорковским вы верите, что реваншистские настроения не будут спускаться сверху как директива?

Конечно,  верю. Мы сегодня живем в глобальном информационном сообществе, в котором возвраты назад уже невозможны. Сегодня все равно надо дискутировать и убеждать. И победы возможны только в открытом политическом диалоге. Наша страна кардинально изменилась и вина телевидения, в том, что оно не проинформировало об этом наше общество. 

Вы пытались это делать. Ваш проект с Игорем Толстуновым  в многосерийном «День рождения Буржуя». Там были новые интерьеры, новые отношения, герои говорили о бизнесе и решали совсем новые этические проблемы.

Это была для нас принципиальная история.  Кстати,  интерьеры «Буржуя» снимались в Киеве, в моем офисе телеканала «1+1». Мы хотели показать другую жизнь и дать почувствовать зрителям, что для новой жизни появились возможности. Такую задачу, на мой взгляд, должно решать и современное русское кино.

P.S.  Кстати, Никита Михалков может уехать из «Кинотавра» с другим, не менее почетным призом. В конкурсной программе участвуют сразу две картины: «Жмурки» (реж. Алексей Балабанов) и «Статский советник» (реж. Филипп Янковский). В них  Никита Михалков, по мнению экспертов, показал отменное актерское мастерство. Решение жюри станет известно 12 июня.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).