будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ кино
Май 15, 2025
Культура

Алексей Мурадов: "Зрителю следует быть повнимательнее..."

Фильм Алексея Мурадова "Червь" стал единственным отечественным фильмом в конкурсе Московского кинофестиваля. И хотя у большей части критики картина вызвала недоумение, ее нельзя не считать интересным явлением российского кино. Примечательная сама уже попытка рассказать притчу о возвращении и обретении себя, не рассказывая истории. Быть может, режиссер слишком много требует от бедного зрителя, постоянно подкидывая ему полунамеки на фабулу и игнорируя сюжет. А возможно, его притчевость - результат абсолютно уверенной в себе и очень продуманной работы. В последнем, по крайней мере, уверена Лиза Биргер, встретившаяся с Алексеем Мурадовым после конкурсного показа фильма. 

Объясните еще раз, для глупых, что вы вкладывали в название фильма - "Червь"?

Вы знаете, что существуют всякие программы-вирусы, среди которых есть и такие вирусы, как черви, которые не убивают компьютер, а дает другому пользователю воспользоваться этим компьютером. В какой-то степени мы все заражены таким вирусом.  И уж наш герой, он точно им заражен, выполняя для спецслужб работу, о которой вообще не предполагает, зачем она делается.

При такой современной теме, в фильме почти нет современности: компьютеров, мобильников...

Дело в том, что мы ушли от этого преднамеренно. Потому что в конечном счете тот выбор, который стоял перед нашим героем  - обрести или не обрести  себя – он не зависит от времени, он не зависит от наличия или отсутствия компьютера, не зависит от отсутствия или наличия колеса и ядерной бомбы. Он зависит только от решения, которое человек принимает для самого себя. Это могло произойти и в древнем Риме, и спустя 50 лет после описываемых в фильме событий. То есть это типичная история – обрести себя, понять самого себя и для чего ты существуешь.

Бегство героя - это бегство от времени или бегство от самого себя?

В первую очередь, это бегство от самого себя – того себя, который был осознанно непринят. Ведь в каждом человека есть две части: одна часть что-то делает, другая что-то оценивает. Тут в какой-то момент произошла оценка и человек понял, что он занимается чем-то не тем. И захотел вернуться к себе.

Возможно ли, чтобы такое бегство чем-то увенчалось в итоге?

Очень часто это может увенчаться чем-то хорошим, я полагаю. Потому что, существует ведь понятие «кризис среднего возраста», из этого кризиса все так или иначе выходит.

Я знаю, что вы мечтаете поставить «Короля Лира», есть ли параллель между "Червем" и "Лиром"? Ведь в конечном счете, обе эти истории - это истории об обретении человеком самого себя...

Это разные вещи и объединяет их только одно: я каждым своим фильмом пытаюсь хоть чему-то научиться, чтобы снять «Короля Лира».

Можно ли сказать, что история, которую вы рассказываете, - это история человека, который решается взять ответственность за свою жизнь?

Мало того, это еще и история человека, который берет ответственность за чужую жизнь.  Конечно, это история человека, который берет ответственность за свою жизнь, потому что до этого ответственность за его жизнь брали на себя другие.

В фильме есть три истории - одна непосредственно рассказанная, одна рассказанная через звуковые вклейки с радио, и потом много монтажных вклеек, которые, как мне кажется, составляют какой-то третий пласт истории...

Конечно же, это попытка влезть внутрь этого героя, посмотреть, чем он дышит, в чем его боль. Она оказывается абсолютно очевидной и простой – это те люди, которые его когда-то окружали и которых он когда-то предал. Это скелет в шкафу, который создает некое третье пространство фильма. Существует звуковое пространство и существует еще межкадровое пространство, когда, соединив два кадра, мы получаем третий, на уровне подсознания. Очень важная работа там происходит,  которая на самом деле все и сбивает. Потому что без этих кадриков и так понятно достаточно, и там, в принципе, говорить не о чем, но кроме видео и звукового пласта, возникает еще один смысл, который, видимо, зрителей и не устраивает, они к нему не привыкли. Ну дорогие мои, надо привыкать к такой форме общения тоже, почему бы и нет. Там достаточно сказано, чтобо помочь бедному зрителю обрести сюжет.

Ну да, он все равно немножко блуждает в потемках…

Надо внимательнее просто быть и все, потому что раз уж смотреть кино, то воспринимать его таким, какое оно есть, подстраиваться под кино, а не ждать, когда кино подстроится под тебя. Там все есть, на самом деле, просто на это надо обратить внимание.

И все-таки, еще раз вернусь к теме времени, - почему итогом блужданий героя становятся именно старый Выборг и деревянный парусник...

Вы знаете, парусник деревянный, там даже есть такая фраза, что деревянные парусники живут дольше, чем пластмассовые или металлические, а дерево – это жизнь. И он приходит к жизни. Мало того, он приходит к той жизни, которая помогает ему еще раз расправить паруса. И хоть звучит это красиво и романтично, но по смыслу это именно так.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).