будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Симкин Лев

Американская мечта русского сектанта

Американская мечта русского сектанта
cover_simkin
Обложка книги.

В издательстве «Зебра» вышла книга Льва Симкина «Американская мечта русского сектанта». 

В книге исторических заметок-миниатюр впервые приоткрываются пропущенные драматические страницы отечественной истории двадцатого века, связанные с массовой эмиграцией верующих (от духоборцев до пятидесятников) на американский континент.

Ее автор – доктор юридических наук, профессор, специалист в области правового регулирования государственно-конфессиональных отношений - на этот раз предпринял историко-правовое исследование. Проведенный им поиск материалов в зарубежных архивах (в Толстовском фонде и Библиотеке Конгресса США), изучение полузабытых американских изданий позволили рассказать о малоизвестных путешествиях и даже переселениях русских сектантов из Америки в Россию и обратно. 

Из отзывов на книгу

Денис Драгунский: «Русское христианство – неисчерпаемая тема, кладезь загадок и умолчаний, запретов и наветов. Народному духу тесно в ограде официальной церкви. Бог – один, но к Нему ведет множество дорог. Книга Льва Симкина рассказывает об одной из тропинок, по которой русские люди двигались к познанию Бога».

Генри Резник: «Талантливо написанная и весьма поучительная история о том, как сила веры превозмогает господство неправедной силы».

Алексей Малашенко: «Оптимальный синтез научности и публицистики».

Из главы «Сибирская семерка»

…Как-то это прошло мимо меня. Да и вообще, кого ни спрошу, ничего не могут вспомнить. Так, смутно припоминают, вроде жили в самом начале восьмидесятых какие-то сектанты в американском посольстве. Но чтобы целых пять лет – да не могло того быть.

Единственное внятное упоминание о случившемся можно найти в книге Л.М. Алексеевой «История инакомыслия в СССР»: «Весной 1978 г. члены пятидесятнических семей из Черногорска Ващенко и Чмыхаловых прорвались в американское посольство в Москве, надеясь, что их непосредственное свидетельство американским дипломатам дойдет до «их» президента, и он поможет и этим семьям и их единоверцам получить разрешение на эмиграцию. Однако близость по вере к президенту США помогла лишь тем, что когда уговоры уйти из посольства не подействовали, пятидесятников не выставили на улицу, в руки кагебистов, как это бывает с такими «посетителями» посольств свободных стран в Москве, а отвели им комнату в подвале, где они провели в добровольном заточении 5 лет».

…Я представил себе, как летним днем семьдесят восьмого года (это было 27 июня) шли по Садовому восемь человек – мужчина и две женщины средних лет, три девушки и двое мальчишек. Наверняка они выделялись в нарядной московской толпе своей скромной одеждой, провинциалы всегда заметны. Милиционер в будке у американского посольства, смерив их взглядом, счел обычными «гостями столицы» и потому проворонил, как дойдя до арки, те скопом в нее ринулись. Лишь одного из мальчишек, замешкавшегося из-за тяжелого чемодана, удалось сбить с ног и не допустить на чужую территорию. Его увели и стали ждать, пока остальных непрошеных гостей выставят сами американцы. Ожидание затянулось на пять лет.

Оказавшись в Вашингтоне на научной стажировке, я обнаружил в Библиотеке Конгресса США множество публикаций в прессе и кое-какие архивные документы … Разыскал Августину Васильевну Ващенко, помучил расспросами. Домашние отговаривали ее откровенничать с незнакомым человеком, вероятно, посланцем КГБ или как там это у них теперь называется. Поначалу и другие, причастные к происшедшему люди из числа ее единоверцев были со мной немногословны - прошедшие годы не выветрили советских страхов. Только после наведения справок у московских пятидесятников (спасибо им) разговорились. Из полученных фрагментов постепенно сложился некий паззл, пусть и с недостающими деталями, но все же, кажется, более или менее полный и достоверный…

 

 

Из главы «Как исполнялись пророчества»

…В феврале 1977 года о желании выехать из СССР по религиозным причинам заявило больше тысячи человек. Но когда они обратились за разрешением на выезд, от них потребовали вызовы от родственников или от правительств тех стран, куда они стремились выехать, и отказались без таких вызовов принимать документы.

Другой проблемой был мотив, поскольку они, в отличие от евреев и немцев, не могли мотивировать просьбу о выезде стремлением на «историческую родину». Пятидесятники откровенно говорили, что эмигрируют дабы избежать религиозных преследований. Такое, естественно, не могло понравиться властям. Наконец, они стремились к коллективному выезду и просили разрешить им эмигрировать группами и общинами, а не в семейно-индивидуальном порядке. Словом, проблем хоть отбавляй.

Как добыть вызовы? Через диссидентов. Но вначале надо было через них же передать на Запад списки желающих эмигрировать…

В сравнительно короткое время было собрано и послано на Запад около 10000 имен тех, кто решился открыто идти на конфронтацию с властями. Вскоре по переданным адресам стали посылать вызовы, но они не доходили. Тогда вызовы стали приходить на адрес американского посольства…

…Все, с кем я разговаривал, выделяли из числа правозащитников Вадима Щеглова и его жену Зарину Дзебоеву. Беглецы и ходатаи останавливались в их московской квартирке на Вешняковской, где привечали всех, кому нужна была помощь. От единоверцев они не видели такого отношения – те порой боялись их принимать. Обычные люди, опасались неприятностей.

С 1983 года чета Щегловых-Дзебоевых живет в городке Кейп-Код недалеко от Бостона. Зарина - биолог по профессии, но по призванию и по стажу правозащитной деятельности – безусловно профессионал в этой области. Отец при Сталине сидел по 58-й, диссидентское мироощущение, по ее словам, присуще ей едва ли не с самого детства, окружение было соответствующее.

Под недреманным оком КГБ к ней стекались бумаги от каждой семьи предполагаемых эмигрантов. От нее – в американское посольство и к иностранным корреспондентам. Зарина рассказала мне об участии в этом деле академика Сахарова. Однажды в 1977 году она использовала великого человека как прикрытие для передачи документов, фотографий и списков, у нее скопилась кипа таких бумаг. Вместе с ним на академической машине они отправились в американское посольство, где Зарина достала из юбки с потайным карманом документы и передала их незнакомому чернокожему дипломату.

Из посольства Сахаров поехал домой, а она пошла пешком к ближайшей станции метро. На противоположной стороне Садового ее окружили четверо, две женщины спереди и двое мужчин сзади, показали гебешные удостоверения. Зарина вырвалась, забежала в какой-то магазин и там обратилась к супружеской паре со словами: «позвоните академику Сахарову!» и стала выкрикивать его телефон. Те отшатнулись, но отстали и ее преследователи, не захотели связываться.

В эти годы имя Сахарова, при всей его запретности, обладало какой-то непонятной силой. Помню, мне приходилось разбирать жалобы в телецентре в Останкино, куда мешками приходили письма о всяких безобразиях, и иные отчаявшиеся люди угрожали, что если и в телевизоре они не найдут правды, то придется обращаться к Сахарову и Солженицыну. Эту пару многие воспринимали как некую инстанцию.

...В другой раз пресвитеры попросили Зарину отвести их к Сахарову, и она организовала эту встречу. По воспоминаниям Василия Шилюка из Ровно, встреча состоялась в квартире академика на улице Чкалова. Он усадил их в своем кабинете, угостил чаем и показал листок с надписью: «Кабинет прослушивается, обо всем пишите на бумаге». Гости (с Василием было еще двое) поделились своими проблемами, а потом поинтересовались, верит ли он в Бога. Тот немного уклончиво ответил, что верит, но его познания о Боге разнятся от представлений гостей.

Вопрос о религиозности Сахарова неоднозначен. «Я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются, главным образом, обрядовостью или фанатизмом и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов». Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.

Академик Е.Л. Фейнберг, который дружил с ним на протяжении сорока лет, признавал его религиозность, в отличие от некоторых других великих ученых, считавшихся верующими. Скажем, он считал Эйнштейна атеистом, а его слова о религии и Боге – лишь проявлением «возвышенной эмоциональности».

В своих мемуарах Сахаров упомянул о знакомстве с преследуемыми пятидесятниками, тут же оговорившись, что религиозная свобода – «лишь часть общей свободы убеждений. Если бы я жил в клерикальном государстве, я, наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков!»

Сама Зарина тогда была неверующей, много позже стала православной христианкой. У нее своя точка зрения на то, почему сектанты отошли от православия: «Люди испытывали жажду веры, а церквей было мало. Когда они узнали от о Боге (не от священника, а от пришлых проповедников), сразу обратились к религии».

Вот что она говорит о тогдашнем своем впечатлении: «Эти люди были непохожи на остальных. Не только в том дело, что смыслом их жизни был Бог. Мы все лукавили, так или иначе, они – нет. Не врали, не изменяли женам». Представление немного преувеличенное, конечно, и все же...

Симкин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).