C ноября прошлого года на частоте 91.6 зазвучала классическая музыка, трансляции концертов, записи старых радиоспектаклей, беседы с актерами, режиссерами, балетмейстерами, издателями и, что уж совсем удивительно, стихи. Радио "Культура" вошло в обиход так незаметно, что кажется: оно существовало всегда. Пять месяцев работы радиостанции - срок изрядный. Главный радиостанции "Культура" Анатолий Голубовский подвел некоторые итоги в беседе с Филиппом Дзядко.
Сформулирую свой вопрос прямо: зачем нужно именно радио "Культура", в чем его специфика и необходимость?
Специфика проекта заключается в том, что подобное «радио» существует по частям на разных радиостанциях, и в наименьшей степени оно существует в FM эфире. Я имею в виду радиоформаты, которые так или иначе связаны с культурой в самом широком понимании этого слова. Нет такого радио, которое целиком было бы посвящено культурной проблематике и претендовало бы на то, чтобы ориентировать слушателей в "культурном процессе" и при этом держать их в напряжении. Как показал многолетний опыт человечества, независимо от того, культурный он или бескультурный, у человека есть потребность в том, чтобы слушать радио. Слушание радио удовлетворяет определенные потребности, связанные с тем, чтобы просто комфортно, с кайфом существовать. С другой стороны, человеку необходима постоянная информационная подпитка. И радио – один из самых эффективных способов снабжать людей информацией. С третьей стороны, радио – это в определенном смысле просветительский инструмент, даже если это исключительно музыкальное радио. Человек начинает лучше понимать, какую музыку надо слушать и что это за музыка, какие тексты являются важными для жизни и почему. И еще одна специфическая потребность – это потребность формировать каким-то образом свой стиль жизни. Это и не релаксация, и не информация, и не просветительство, а вопрос жизненной стратегии. И это вбирает в себя все: и что читать, и что слушать, и куда ходить. Все эти потребности разные радиостанции по-своему выполняют. Наша радиостанция стремится эти потребности удовлетворять, используя материал культуры в широком смысле этого слова.
Как именно стиль жизни, который «продвигает» "Культура", может успешно продавать себя на общем радиорынке?
На сегодняшнем рынке существует очень много потребительских групп, и рынок потребления культуры ничем не хуже других. Культура тянет за собой массу иных форм жизни: это и одежда, и машины, и много-много всего. По моему глубокому убеждению, у радио "Культура" есть определенная потребительская ниша, которая нуждается в том, чтобы тот товар, который она потребляет, каким-то образом продвигался. И все это, естественно, стоит денег. Современный рынок как раз очень приспособлен к таким нишевым видам потребления, и радио "Культура" – нишевое радио, безусловно. Это радио преимущественно разговорное и продавать его, наверное, намного труднее, чем музыкальное, но это не значит, что это менее важно.
На какую аудиторию рассчитано радио "Культура"? Это те же люди, что и зрители телеканала "Культура"?
Здесь есть, безусловно, разница. Аудитория телеканала "Культура" – это наша аудитория, но не только, потому что значительная часть молодежной аудитории, которая, может быть, телеканал "Культура" не смотрит или смотрит его спорадически, тоже входит в сферу наших интересов. Хотя рассуждать в привычных социально-демографических терминах по отношению к телеканалу "Культура" и к радио "Культура", мне кажется, не вполне осмысленно. Здесь, с одной стороны, более дробное деление, а с другой стороны, более глубинное деление.
Радио "Культура" должно стать, прежде всего, влиятельным радио, хотя бы настолько, насколько влиятельным оказывается телеканал "Культура". Авторитет этого телеканала и представление о том, что аудитория телеканала растет подтверждается рейтинговыми показателями. Но в обществе должно укорениться мнение о том, что и аудитория радио "Культура" все время растет, что все более и более престижным, правильным и важным становится слушание радио "Культура". Тем более, что это действительно так.
Какова статистика – сколько человек вас слушает в день?
На сегодняшний день мы далеко не в конце списка радиостанций, но пока это наша профессиональная тайна. Рейтинг радио "Культура" растет, и растет он внутри списка разговорных радиостанций.
Какой из ваших проектов (возрождение Радиотеатра, длинные литературные передачи, «мастер-классы» со звучащими произведениями и т.д.) вызвал у слушателей наиболее активный отклик?
Судя по количеству звонков, которые поступают в прямой эфир - с большим интересом люди слушают новости культуры. Очень популярна программа "Лаборатория", которая идет поздно вечером – это такое место в эфире, куда приходят всякие экспериментаторы от культуры, разные музыкальные коллективы, как правило, не сильно раскрученные, но дающие основания их размещать в рамках проекта. С интересом люди относятся и к интерактивной программе "Стихи по заявкам", которую ведет литературный обозреватель радио "Культура" Тимур Кибиров. Очень популярны дневные интервью и программа "Действующие лица"... И вообще всякого рода дискуссионный формат, где культура представляется как некоторое проблемное поле, вызывает живой интерес. С другой стороны, хорошо идут прямые трансляции из пятой концертной студии ГТРК "Культура". Это открытые трансляции, в рамках которых люди могут совершенно бесплатно прийти в студию, послушать концерт, задать вопросы музыкантам, и все это происходит в прямом эфире.
Радио «Культура» существует уже пять месяцев. Насколько подтвердились ваши ожидания?
Нет никаких неожиданностей. Стало очевидно, что радио такого формата востребовано. Тем не менее, мы будем серьезно менять структуру сетки с тем, чтобы попытаться охватить еще большую аудиторию, с тем, чтобы сделать эфир более осмысленным и структурированным и, самое главное, мы будем продвигать в эфире то, чем мы гордимся. Мы обратили внимание на то, что если мы грамотно продвигаем и очень настойчиво и эффектно анонсируем какую-нибудь нашу прямую трансляцию или организованный нами концерт, то в этом случае люди, во-первых, слушают больше, и во-вторых, приходят в нашу пятую студию. Такая история произошла у нас с концертом иранской традиционной классической музыки, музыки очень интересной, но достаточно специфической. Благодаря настойчивому анонсированию, пятая студия была забита до отказа, и люди узнали о том, что концерт состоится, в основном именно из эфира. А живые, а не только виртуальные контакты, нас не меньше интересуют, может быть, даже и больше.
Вы можете рассказать о новых проектах, новых ведущих и авторах передач?
Об этом говорить еще рано, но у нас будет несколько авторских тематических музыкальных программ, посвященных не только классической музыке. Уже сейчас большим успехом пользуется программа, которую делает известный музыкальный критик Дмитрий Ухов. Называется она "Домашняя музыка" и основана, прежде всего, на музыке, которая звучит в культурном центре "Дом". Но это и авторская программа, потому что Ухов анализирует и представляет новую не классическую, не академическую, не филармоническую музыку. Будет у нас обязательно программа, посвященная телевидению и анализу того, что происходит в телевизионном эфире. Иначе у нас будет устроен и утренний эфир, очень, кстати, востребованный аудиторией, там тоже появятся авторские форматы. Я думаю, что мы сделаем еще более востребованными наши тематические обозрения литературной, музыкальной, киножизни, мы хотим, чтобы люди больше слушали эти передачи, потому что их делают лучшие критики и обозреватели.
Будет ли у вас представлена тема "Культура и бизнес"?
Я думаю, да. Но мы пока еще не решили, в каком формате. Во всяком случае, в рамках дискуссионных форматов эта тема будет звучать в программе "Вопрос ребром", посвященной всяким насущным проблемам. Вообще существует серьезная проблема социального партнерства в сфере культуры. Тут самое главное понять, кому и для чего это нужно. Например, зачем бизнесу поддерживать какие-то культурные проекты. Эта проблема нигде в мире толком не решена, несмотря на существование серьезных схем и исследований. Самое главное, на мой взгляд, это осознание всеми людьми того, что культура – очень мощный инструмент социально-экономического развития, не только ментального развития, что культура полезна в прямом смысле этого слова. Что насыщенность самыми разнообразными явлениями культуры несет за собой повышение уровня жизни и качества жизни и, значит, является социально и экономически эффективной. Необходимо, чтобы деятели культуры осознали, что они творят не только вечные ценности, но и реально участвуют в наращивании социально-экономического потенциала страны, а представители бизнеса поняли, как в принципе на этом можно зарабатывать деньги, как делать людей более активными, дееспособными, что для предпринимателей чрезвычайно важно.
Можно ли в одной фразе сформулировать "message" радио "Культура"?
У нас есть такая «рабочая» фраза – «Актуальная культура в прямом эфире». То есть мы говорим только о самом важном, что происходит в культуре, или находим то, что, может быть, людям кажется неважным, но с нашей точки зрения таковым является и очень сильно влияет на их жизнь. И тот человек, который слушает радио "Культура", всегда может быть уверен в том, что он – человек осведомленный в культурной сфере.