Андрей Бильжо - самый прославленный современный отечественный иллюстратор – сменил место работы. Пятнадцать лет назад он пришел в только что открывшуюся газету «Коммерсантъ», для которой начал создавать свои знаменитые серии иллюстраций. Через некоторое время их главным действующим лицом стал персонаж по имени Петрович – простоватый мужичок с вечно приоткрытой пастью. Спустя несколько лет Петрович пустился покорять мир – он появлялся в телевизионных эфирах, мультфильмах. Восемь лет его именем был назван открывшийся в Москве ресторан, совладельцем которого стал создатель Петровича.
Но основной средой обитания героя все эти годы по-прежнему оставался «Коммерсантъ». Те причудливые и курьезные ситуации, в которых он оказывался, в восприятии читателей косвенным образом смыкались с событиями и происшествиями, о которых они читали в газете. В результате иллюстрации Бильжо стали определяющей частью графического стиля издания.
Валерий Золотухин встретился с Андреем Бильжо на прощальной вечеринке в «Петровиче» по случаю ухода художника из газеты.
Почему вы решили уйти из «Коммерсанта»?
Мне стало там немного скучновато: во-первых, ушли люди, с которых начиналась газета. Кто-то ушел по своей воле, кто-то не по своей. Во-вторых, меня попросту стали меньше печатать. Возможно, я уже немного приелся "Коммерсанту", но мне хочется больше работать.
Я в своей жизни не так часто уходил с работы – это происходило всего три раза. Дольше всего я проработал именно в "Коммерсанте" и остаюсь безумно благодарным этой газете. Думаю, к тому же, что это взаимная любовь. В «Коммерсанте» я работал практически c самого основания, с 20 номера, и Петрович как персонаж появился именно с моим приходом в газету. Когда я принял решение об уходе и сообщил о нем в редакции, то услышал разные добрые слова, в том числе и от нового главного редактора. А ухожу я просто потому, что мне захотелось новых ощущений.
Вы собираетесь продолжать работать в периодических изданиях?
Я предложил "Известиям" сотрудничество - и они согласились: каждый день у меня будет 1/4 газетной полосы, плюс я буду писать еженедельную авторскую колонку на разные темы. Но главное для меня – то, что каждый день будет рисунок, занимающий достойное место.
Ваши иллюстрации с переходом в «Известия» изменятся? Ваши рисунки зависят от стилистики текстов, которые они иллюстрируют?
Есть несколько способов рисовать иллюстрации для газеты. Их можно делать специально к тексту. Но я в какой-то момент пришел к выводу, что интереснее, когда картинка самодостаточна и сюжетно напрямую не связана со статьей. Она как бы вступает в некоторое противоречие с текстом и достигается конфликт, который производит наибольший эффект на читателя. Поэтому меня мало волнуют отличия в стилистике статей «Известий» и «Коммерсанта»– у меня будет отдельное место, где картинка будет говорить сама за себя.
А главный персонаж ваших рисунков – Петрович - обладает этим же качеством универсальности? Где ему уютнее - на газетной полосе, в интерьере ресторана "Петрович", в телевизионной студии?
Видите ли, Петрович оказался уникальным персонажем. Если говорить не только о персонаже, но вообще о моих картинках, то они действительно оказались универсальными. Им нашлось место на кафельной плитке и на посуде, о чем можно судить по ресторану. А Петровичу комфортно и на водочной этикетке, и в мультфильмах, которых было сделано довольно много. Сейчас, например, выпустили партию постельного белья с моими рисунками.
Очевидно, что Петрович за десятилетие стал не только культурным феноменом, но и брендом. Бренд с годами обретает силу, а вот художественная идея может исчерпать себя. Долго, по-вашему, Петрович может оставаться таким же популярным образом?
Я думаю, что временных критериев нет - идея живет, пока она живет. Петрович живет, пока в нем есть потребность. Посмотрите, не так много существует в мире подобных персонажей и образов. Сейчас мы будем открывать ресторан "Петрович" в Киеве, например, а в Праге уже открыли. Но я хочу сказать, что у меня кроме Петровича еще огромное количество персонажей - многие фольклорные персонажи из русских народных и зарубежных сказок тоже фигурируют в моих иллюстрациях. Я их смешиваю, и они живут своей абсурдной жизнью. Но «Петровичем» стали называть все мои карикатуры - этим как бы обозначают мой графический стиль. Кроме этого, у меня есть и другие графические стили, которые меньше известны в силу того, что не каждый день появляются на страницах газеты.
В графике я чувствую себя достаточно уверенно. Например, учебник русского языка я рисовал совершенно в другой стилистике, и по нему уже несколько лет занимаются школьники. Сейчас я расписал двух коров - и тоже в другой стилистике.
Как тесно связана популярность ресторана "Петрович" с популярностью персонажа?
Никак. Когда мы задумывали ресторан, идея была сделать теплое, ностальгическое место. Это должна была быть ностальгия по юности, по детству. Восемь лет назад, когда открылся «Петрович», ностальгия не была в такой моде, в какой она сейчас. Здесь получило воплощение ироническое отношение к прошлому, без всякой политики. Тема, плюс ирония, плюс авторские объекты сыграли свою роль. И народу здесь комфортно, тепло, чем, мне кажется, и объясняется успех. Несмотря на то что уже появилось довольно много ресторанов с ностальгической тематикой, но повторить наш успех в этом смысле никто не может.
А сам Петрович - ностальгический герой? Он принадлежит той стилизованной эпохе, которая воссоздана в ресторане?
Мы все родились в Советском союзе - так же, как и Петрович. Когда он появился на страницах "Коммерсанта", то пил из горлышка портвейн, носил обвисшую майку - то есть был настоящим таким полуидиотом и абсолютным совком. Поэтому здесь его дом.
На полосах газет Петровича может увидеть каждый, а здесь - отнюдь. Система клубных карт, которую вы ввели в «Петровиче» с самого начала и которая действует до сих пор, оправдывает себя?
Менять ее мы не собираемся. Место было придумано для того, чтобы сюда приходили люди, которым есть о чем поговорить друг с другом. А чтобы не попадали люди из другого социального среза – тогда было время красных пиджаков и бандитов - ввели систему клубных карт. Мы достигли того, чего хотели, - это стало центром культуры, к нам приходило огромное количество поэтов, художников, артистов. Кого здесь только не было - Дэвид Копперфильд два вечера из трех, которые был в Москве, провел здесь и уехал с Петровичем, которого ему подарили. Юрский, Жванецкий, Богословский - все они здесь бывали. И такой аудитории мы добились с помощью карточек. Здесь есть элемент игры - карточка ничего не стоит, но для получения ее нужна рекомендация двух владельцев клубных карт.
У вас появились задумки, в какую сторону менять ресторан? Все-таки ему уже 8 лет - это большой срок.
Я не вижу потребности в изменениях. Есть рестораны, которым необходимо меняться из-за оттока людей, а у нас все наоборот - желающих стать членами клуба все больше и больше. Во всем мире есть рестораны, которые успели проскочить критический возраст, и менять их не нужно - их прелесть заключается в том, что они стабильны. Ты знаешь, что придешь сюда и увидишь то, что было десять лет назад. Люди, которые ушли из "Петровича" и прошли круг по всем остальным ресторанам, могут сюда вернуться. Уже целое поколение подросло за это время.
С чем, по-вашему, был связан успех персонажа Петровича?
Обратите внимание, что этот персонаж разговаривает, – еще чаще говорят с ним. И мне кажется, что впечатление производит именно сочетание фразы с той ситуацией, в которой оказывается тот или иной персонаж, будь то Петрович, Красная шапочка, Чебурашка или Колобок. В этом соединении фраз и героев появляется абсурд, который, видимо, отражает реалии сегодняшнего времени или же того времени, которое мы проскочили.
На фото - бюст "Андрей Петрович Бильжо" (автор - Сергей Горшков), использованный в оформлении ресторана "Петрович"