будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Апология нечистого промысла

Апология нечистого промысла
kirill_kobrin_98

Недавно один интеллигентный журнал попросил меня написать статью на довольно специальную тему. «Только, - предупреждал меня редактор, - поменьше сносок и всех этих комментариев. Неактуально». Я был настолько возмущен этой бесцеремонностью, что сочинять статью отказался; зато сейчас, пару месяцев спустя, решил отмстить любителю актуальненького – и вот пишу своего рода апологию комментария.

            Впрочем, апология требуется только для того, что нуждается в оправдании. Комментарий же, как жанр, как инструмент, как способ познания, как его, познания, содержание, в конце концов, видел и не такое. И ничего – жив. Возьмем, к примеру, Достоевского: «Помни, юный, неустанно, что мирская наука, соединившись в великую силу, разобрала, в последний век особенно, все, что завещано в книгах святых нам небесного, и после жестокого анализа у ученых мира сего не осталось изо всей прежней святыни решительно ничего. Но разбирали они по частям, а целое просмотрели, и даже удивления достойно, до какой слепоты. Тогда как целое стоит перед их же глазами незыблемо, как и прежде, и врата адовы не одолеют его». Это не только о светской науке. Герой «Братьев Карамазовых», отец Паисий говорит, сам того не ведая, о судьбах комментария.

            Комментарий был всегда, до всяческой «мирской науки»; даже до появления письменности. Любое высказывание уточняющего (или наоборот – затемняющего) характера, любой возглас одобрения или презрения, даже молчание в некоторых случаях – все это комментарий. Именно в таком виде он существовал  (по крайней мере, мог существовать, или еще точнее – не мог не существовать) в дописьменной культуре. Но в те баснословные времена комментарий носил характер прикладной, цель его сводилась к определению правильного (для говорящих правильного) контекста высказывания и его содержания; а также – естественно - своего отношения к нему. Знаменитое «Ты сказал!» в ответ на неосторожный вопль «Какой я дурак!» - классический тому пример. Логически и психологически задачи комментария не изменились и с переходом к письменности.

            Но изменилось культурное целеполагание и изменился социо-культурный смысл комментирования. Именно из него выросла зрелая греческая философия и литература. Будучи дилетантом во всех этих материях, все-таки, позволю себе несколько суждений.

Прежде всего, о философии: здесь главная фигура - Платон как комментатор Сократа. Комментарий его носит самый тонкий из всех возможных типов комментария характер: он записывает (или переписывает?) сократовские диалоги; то есть, комментарием является как бы сам комментируемый текст. Платон, в свою очередь, сразу же становится объектом комментирования, прежде всего – со стороны деятелей так называемой «Платоновской Академии», точнее – «Платоновских Академий» (так как их было несколько). Выдающийся античник Ю.А.Шичалин замечает по этому поводу следующее: «Стремление уяснить догматику платонизма в Древней Академии сочеталось с комментированием платоновских диалогов. Ученик Ксенократа Крантор первым, по свидетельству Прокла, составил комментарий к “Тимею”...  Платон – первым из прозаиков – попадает в поле зрения александрийских филологов, но как великолепный стилист; по сообщению Диогена Лаэрция ..., его сочинения, разбитые на трилогии, издает Аристофан Византийский. Платона либо чтут как подражателя Гомера, либо бранят как плагиатора». Итак, комментатор Платон сам становится объектом комментирования: развивающего, сакрализующего, дискуссионного, филологического, наконец – иноязычного.

            Нечто похожее можно обнаружить и в древнегреческой литературе. Сочинения Гомера - своеобразный комментарий к мифам, во многом модернизирующий их; более того, как мне кажется – уточняющий иерархию и взаимоотношения богов. То же можно сказать и о греческой литературе вообще. Почти все, что мы знаем о древнегреческой мифологии, мы знаем из гигантского комментария к ней: из древнегреческой литературы.

            Теперь обратимся к совсем иному типу – еще более глобальному – античного комментирования. Рим, возникший в захолустье тогдашнего цивилизованного мира, относительно вдалеке от источников культуры (не только Греции или Египта, но и Южной Италии), стал развиваться (опять же в культурном отношении) как подражатель, комментатор эллинов. Рим, некоторым образом, - комментарий к  Греции. Достаточно почитать работы по истории римской поэзии, прозы, историографии – везде мы наткнемся на один и тот же феномен: собственно, римский продукт возникает из столкновения или следования эллинам. Особенно ярко это проявляется в эпоху становления Империи; тогда возникает и имперская идеология, доселе неизвестная в античности (не считая некоторых ориенталистских, говоря ретроспективно, попыток Александра Великого).

            Творцом имперской идеологии Рима был, как известно, Вергилий, автор «Энеиды». Позволю себе напомнить: главный герой этой поэмы, сын троянского царя, бежавший из Трои после ее взятия ахейцами, скитается по морям, пока не пристает к берегам Италии, где, в конце концов, его потомки создают Великий Рим. Новая идеология возникает из литературного комментария к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера; римляне возводят свой род не только (политически) к врагам греков – троянцам, но и сам Рим создается как комментарий (порой апологетический, порой – полемический) к Греции. Итак, основным памятником античного комментария становится Римская Империя.

            Интересно, что уже в позднем Риме, идея комментирования Греции приобретает второе дыхание. И связано это с периодом так называемого «греческого возрождения»; вот что пишет о нем Борис Тритенко: «... греческое возрождение стало преобладающим в культурной жизни II в.н.э. Его духовной основой явилось преклонение перед славным прошлым древней Греции. Реалии V-VI вв. до н.э. не только безмерно идеализировали и превозносили, но и проецировали на действительность. ... Однако греческое “Возрождение”, будучи по своему характеру культурно-просветительским или, иначе, “цивилизаторским” процессом, в полной мере отразившим те настроения официального благополучия, которые царили в империи, включало в свое силовое поле широкие слои населения, тем самым значительно упрощая и усредняя заложенную в ней идею “любви к мудрости”. Как следствие этого нужно воспринимать появление всевозможных шарлатанов и выскочек... Непомерное тщеславие и алчность больше не к деньгам, а к прилюдной славе, заставляло их совершать экстравагантные выходки и отчаянные поступки...». Обратим внимание на эту замечательную характеристику: если поменять некоторые факты и имена, мы получим точное, хотя и чрезмерно эмоциональное, описание уходящей эпохи «постмодернизма». Но это так, к слову.

Одним из героев эпохи «греческого возрождения» становится Авл Геллий, автор важнейшей для истории комментария книги «Аттические ночи». Уверен, именно Геллий был основоположником жанра «эссе» в литературе Запада; отчасти его влиянию мы обязаны появлению такой фигуры, как Борхес. Геллий создал новый тип комментария – не к тексту, а ко всему корпусу текстов под условным названием «Греция». Об этом, кстати говоря, свидетельствует и название книги - «Аттические ночи». При этом тип комментария, предлагаемый им, я бы назвал «частным», «приватным» - это смесь различных высказываний, историй, этимологий и проч.; смесь пестрая и занимательная.

И еще об «Аттических ночах». Сокращенный русский перевод этой книги, вышедший в 1993 году в томском издательстве «Водолей», также является памятником комментария. Достаточно обратить внимание на замечания переводчика текста Геллия. Процитирую одно из них: «Образу самоуверенного юноши, особенно его поведению, автор противопоставляет самого себя в бытность учеником, скромного, вежливого, любознательного, питающего чувство почтительности к учителям и знаменитостям, в общении с ними всегда старающийся держаться на вторых ролях, отнюдь не по какой-то робости характера, а вполне сознательно. Гелий называет все это – mediocritas, очень емко обозначая подобный стиль жизни». Круг замнулся. Античного предтечу комментария эпохи постмодернизма в эпоху постмодернизма комментируют с позиций психологизма русского романа XIX века... Вот истинный образ комментария.

Античность оставила нам весь возможный спектр комментирования; в течение последующих полутора тысяч лет уточнялись методы – параллельно с попытками наполнить их новым содержанием. Если Древний Рим был комментарием к Древней Греции, то Средние века во многом были комментарием к Античности. Следующий «высокий» вариант комментария к Античности был предложен Возрождением. Именно тогда мы можем говорить о появлении, собственно, филологического комментария, да и вообще филологии. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать отрывок из набросков Ницше к его так и не написанной книге «Мы филологи»: «Тот, кто творит, - он, пожалуй, может заимствовать откуда угодно и находить в том источник питания. Вот почему и мы лишь как творцы сумеем взять что-то от греков. Но в чем филологи выказали себя творцами? Всегда нужны какие-то нечистые промыслы, вроде живодеров, - а также и корректоров: не этого ли рода грязное ремесло представляют у нас филологи». Андрей Россиус в своей превосходной статье к относительно недавнему русскому изданию «Рождения трагедии» комментирует: «В ницшевских терминах момент рождения филологии – это классический момент рождения ценностей, дифференциала сил. В сердце этого процесса лежит критика текста, которая только и могла остаться активной силой, покуда переворот в умах способно было произвести уже само издание забытых произведений. Запас текстов и их деятельной энергии был так велик, что его хватило на всю эпоху Ренессанса, а инерция активной фазы еще долгие годы после заката поддерживала иллюзию ее продолжения».

Что же, диагноз поставлен. Филология вообще есть комментирование, а ее возможности ограничены фактом ограниченности количества текстов, подлежащих комментированию. Дальнейшая история комментария есть история расширения этого списка. Если для кого-то это перестало быть «актуальным» (какое омерзительное слово, не правда ли?) – тем хуже для них. Впрочем, без живодеров-корректоров мы уже как-то обходимся, увы.

См. также другие тексты автора:

  • Кармическая политика
  • Трусы Ника Кейва
  • Я поведу тебя в музей...
  • Кролик, крыса, очки и сандалии
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).