будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Левкин Андрей

Арт-аттракцион, эпизод второй

Арт-аттракцион, эпизод второй
levkin_andrej_big

Некоторое время назад выставкой "Верю" был открыт арт-центр "Винзавод". В рецензии по этому поводу сообщалось о том, что все это – адекватный арт-аттракцион, то есть такой отдельный жанр, в рамках которого все и следует ощущать. Собранные в прекрасном громадном и углубленном в почву помещении предметы художественного свойства обеспечивали (и еще продолжают это делать) нетривиальное времяпрепровождение в кругу лиц, близких социально и иначе.

Однако, в прошлый раз возникли и сомнения: помещение - громадное, выставленных единиц тоже много. Кроме того, живости мероприятию придавали сами граждане, пришедшие на открытие. Как это помещение сможет функционировать впредь, в отсутствие ажиотажа первого раза? Вообще, какие акции способны его заполнить?

Этот вопрос не снят, история искусств пока пошла экстенсивным путем. Второй эпизод акции состоял в выставках на всей территории "Винзавода", а построек там хватает. По крайней мере, для того, чтобы разместить несколько галерей (в прошлый раз высказывалось подозрение, что их всех засунут бок о бок в подземелье, где "Верю" – нет, все они на поверхности, в отдельных емкостях).

Итак, повсюду вокруг - здания какого-то темного цвета (возможно, красно-кирпичные), расхрюченная поверхность двора, обмякающий снег, сверху – идет дождь. Играет музыка и горят фонарики, но все это комфорта посетителям не добавит, что правильно. Для комфорта в центре небольшой площади воздвигнута полиэтиленовая палатка большого размера. Там не капает, находящийся там народ чем-то кормят и поят, как и должно быть на народных праздниках.

А вот с искусством все еще не просто. Уже на "Верю" было понятно, что художественным объектом там является совокупность помещений плюс то, что выставлено. Плюс еще и зрители, настроенные позитивно. О том, что арт-объекты являются таковыми per se, независимо от того, где и как их выставили – речи нет. Но теперь даже стала понятна арифметическая подоплека жанра: чем больше разнообразных помещений (они все прекрасны: то с романскими сводами, то какая-то производственная готика, то просто громадные и темные объемы, высота которых не устанавливаема на глаз), тем меньше у.е. креатива на отдельный арт-объект требуется, чтобы в сумме возник Художественный Эффект.

Галерей там четыре, выставочных точек в сумме - девять, выставляй галеристы-кураторы какие-то реальные арт-штуки, - от искусства продохнуть было бы нельзя. Так что в основе всех проектов минимальная работа с окружающей действительностью в пользу репрезентации помещений. Там, например, есть что-то вроде заводоуправления, с такими лестницей и актовым залом, что уже и они бы сошли за инсталляцию. Но актовый зал еще и загрузили примерно сорока  золотыми китайскими головами на стальных постаментах, эффект правильный. Ну, да: смотрят в сторону бывшей сцены.

Из галеристов разве что Гельман привел свою территорию в порядок. То есть внутри галереи отсутствуют следы земляных работ, имеются ровные стены, они даже покрашены в белый цвет и т.п. Во всех остальных – земляные работы, отсутствие ровных белых стен и т.д. Нет, еще в каком-то из проектов стены покрашены в белое, во 2-ом, что ли, корпусе. В общем, пока обыгрываются сами помещения, а уж как их потом употребят – неведомо.   

Что-то веселее, что-то скучнее, но зачот. А "Верю" там пока осталась, своим наличием подтверждая приведенные выше рассуждения насчет уменьшения у.е. контента на кв.метр при расширении экспозиционного пространства. Есть, значит, некоторая константа, которую произведение данных параметров не должно превышать. Иначе зритель обмякнет. Этим два эпизода и отличаются: в прошлый раз были кунштюки в бункере, в этот - капустничег помещений. В целом расползание артефактов по территории "Винзавода" выглядит гармонично.  

Теперь интересно, что будет дальше. В 1-ом случае освоено крупное полуподземное пространство. Во 2-ом освоена не так, чтобы гигантская, но изрядная площадь всей поверхности. Опять же, не сказать, что тут выстраивается комплект типа Мега-Ашан-Икея-Метро и т.п., но четыре галереи теперь обязаны будут жить и можно рассуждать на тему централизации всего современного искусства. Ну, не самого искусства, а его продвижения в платежеспособные среды и слои.

Дальнейшая территориальная экспансия невозможна. Далее – окрестности Курского вокзала. Сомнительно и то, что освоенную уже территорию можно будет использовать в целях, подобных пятничной. Да, на Арт–Стрелке в последнюю субботу месяца обновляют все галереи разом. Но там галереи другие, а представить, что 4 лейбла "Винзавода" станут согласовывать и синхронизировать свои программы...

Пошли дальше в сторону маркетинга. Ту же Арт-Стрелку хотят вписать в элитные окрестности - чтобы она чем-то радовала жителей, которые там возникнут после застройки. Аналогичная процедура имеется в виду и в данном случае, но тут к прагматике явно ближе. Территория невелика, помещения на задах галерей уже обустраиваются – явно не в арт-целях. Возле входа на мероприятие наглядно висит предложение разместить на данной территории кинотеатр. Застройщик (то ли МИАН, то ли "МВК-Эстейт") настроен бодро.

Так что, в принципе, тема Ашана, Икеи, Меги и т.п. для более изысканных потребительских нужд реализуема совокупностью XL, Айдан, Риджины и галереи Гельмана. Почему бы и не возникнуть данному симбиозу? Но как именно эта аттракционно-маркетинговая деятельность скажется на развитии современного искусства, имея в виду, что Искусство тут перемещают на сторону Буржуазии, обслуживать ее художественные запросы? Да, никак не скажется. В лавках же сидят галеристы, так что ни одно искусство тут не пострадает.  

Перспективы народно-художественных развлечений не радуют. Да, галереи могут совместно устраивать акции: на Новый год, а то и на День города, но в этой регулярности будет уже что-то рутинное.

И все же, уже есть два эпизода разных художественных аттракционов, вот и третий должен не быть похож на предыдущие. Художественный характер может иметь само маркетинговое обустройство данной территории. Начнет происходить художественный процесс, совсем не зависящий от воли и намерений его акторов. Объективная Реальность примется что-то  делать с Искусством: она захочет его Приручить, Вписать и Потребить. Но Искусство будет Сопротивляться. Это и сделается сакральной битвой Слона с Китом, которые редко где могут налезть друг на друга, чтобы выяснить, кто кого сборет. Произойти это может вскоре на территории "Винзавода".

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).