будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Культура
Петровская Елена

Арт короток, искусство вечно

Арт короток, искусство вечно
ScanJob20
Рисунок Георгия Литичевского

Пути языка, на котором мы говорим и пишем, поистине неисповедимы. То, что меняется словоупотребление и происходит это на наших глазах, – факт очевидный. Однако если добавить к этому и то, что специальный терминологический аппарат усваивается столь же беспорядочно и быстро, порождая собственных гомункулусов, то ситуация кажется совсем неподконтрольной. Все, что остается делать, это наблюдать.

Излюбленным словом последнего времени стало короткое «арт». Комбинации вроде «Арт-Родник» (название издательства), «Арт-Москва» (наименование ярмарки), «арт-директор» и «арт-загар» уже никого не удивляют. Конечно, «арт» намного короче и энергичнее по сравнению со словом «искусство». «Интересно, а вот это явление, – спрашивает знакомый фотограф, – относимо к арту или нет?» Можно смело утверждать, что слово «арт» вытеснило привычное «искусство», как и связанный с ним эпитет «художественный» (то есть «имеющий отношение к искусству», в том числе изобразительному).

Многие комбинации со словом «арт» выглядят достаточно смешными (так, встречаются словосочетания «красивый арт», «гламурный арт», а в одном из словарей само это слово почтительно переводится как «заморское искусство»). Я не стану составлять юмористический глоссарий. Взамен попытаюсь ответить на вопрос, почему в среде художников и критиков (если говорить точнее, то опять-таки арт-критиков) слово «арт» обрело столь повсеместное хождение.

Мой знакомый, чутко следящий за тенденциями в современном «арте», сам его и делает. Конечно, живя за границей и общаясь по-английски, он употребляет именно данное слово. Но нельзя сказать, чтобы за эти годы русский стал для него иностранным. Тем не менее, регулярно появляясь в Москве, он предпочитает говорить об «арте». Что это, новый профессиональный жаргон? Или за употреблением навязчивого слова кроется нечто не высказываемое до конца?

Я склоняюсь ко второму. В моем представлении говорить сегодня об «искусстве» приходится с большими оговорками. Уже давно возникло ощущение, что современное искусство не позволяет устанавливать генеалогичекую связь между искусством старым и новым, или, в свете сказанного выше, между «искусством» и «артом». Полагаю, дело не только в том, что с некоторых пор российское общество чувствует себя частью мировой рыночной системы, включая и арт-рынок (sic!). (О трудностях последнего в России я не буду сейчас говорить.) Скорее, дело в том, что между искусством в его традиционном понимании и современными художественными практиками, по сути, дела пролегает пропасть. Говоря предельно коротко, если прежнее искусство (включая и многие формы собственно искусства современного) ориентировалось на осязаемый конечный результат – или хотя бы на сильный одноразовый эффект, – то в последнее время акцент все больше переносится не просто на процессуальность (это было известно и раньше под именем хэппенингов и др.), но и на продленный эффект таких «художественных» действий, от которых неотличимой оказывается их политическая сторона.

Тут мы правомерно можем вспомнить Беньямина, для которого «эстетика» перестала быть самостоятельным предметом или изолированной дисциплиной. Как ни странно, но до сих пор эстетика воспринимается как наука о прекрасном. Между тем уже у Канта мы видим два пути, по которым будет развиваться дальше эта область знания. Аналитика прекрасного очевидным образом противостоит аналитике возвышенного. Если в первом случае искусство подвергается процедуре «снятия» и сохраняется только как чистый остаток (а это и есть его истина), то во втором намечается совсем иная траектория: кантовское возвышенное ставит проблему предела – границы – представления, а стало быть и субъективности. Именно эта вторая линия будет подхвачена философией ХХ века, которая сосредоточит свое внимание, в частности, на кризисе представления (изображения). Недолго думая можно связать эту проблему с исчерпанием многовековой парадигмы искусства: искусство всегда требовало выставления, иначе говоря зримости, наглядности, перед лицом готовой к созерцанию аудитории.

Но уже для Беньямина притязания искусства становятся подозрительно консервативными. Именно он констатирует, что эпоха шедевров – одна из важных категорий старой эстетики – навсегда осталась позади. Для самого понятия «шедевр» должны быть культурно-исторические предпосылки, а новая промышленная современность – по Беньямину, эпоха репродуцирования – создает принципиально иную ситуацию в коллективном восприятии: отныне однотипность «выжимается» даже из уникальных явлений, то есть уникальное в этом качестве вообще не узнается. Эпоха повтора стирает как само авторство (индивидуальную манеру), так и неповторимость выразительных средств. Все это усугубляется политикой – доведенное до логического завершения представление приводит к катастрофическим последствиям: тотализация оборачивается тоталитаризмом.

Походя замечу, что Беньямин всегда был решительным противником отождествления фотографии с искусством. Для него фотография выступала или инструментом социальной критики, или методом социальной диагностики, но только не разновидностью искусства. То, что сегодня фотография стала Искусством с большой буквы, вызвало бы у него недоумение. Впрочем, в своих наиболее прогрессивных формах искусство остается верным новому критическому назначению: оно по-прежнему осуществляет социальное зондирование и добивается даже большего, чем прежде, катализируя появление новых отношений внутри системы существующих.

Итак, зададимся вполне законным вопросом: разве в этом контексте работает слово «искусство»? Разве тянущийся за ним шлейф, и в первую очередь унаследованных от прежней эстетики – эстетики par excellence – представлений о прекрасном, хоть в какой-то мере соответствует изменившемуся облику современного мира и актуальным способам его постижения? Полагаю, что художественные практики сегодня таковы, что требуют нового языка описания. Если мы по-прежнему будем настаивать на эстетике как самостоятельной дисциплинарной области, то нам придется переформулировать ее предмет.

Именно это и ощущают современные художники. И поэтому на вопрос моего знакомого «Что сегодня происходит в арте?» я бы ответила, наверное, так: сегодня (сужу по местному контексту) художникам приходится симулировать художественные формы, чтобы их могли назвать художниками. Как бы песня в молодежном стиле, как бы карнавальные костюмы, как бы постановочный видеоклип. И независимо от всех этих подпорок, этих «как бы изображений» – решительное, смелое (хотя и далеко не однозначное) вторжение в общественные, а стало быть и политические, отношения. Действие с отсроченным эффектом. Зондирование и риск одновременно. Принятие на себя всей полноты ответственности, в том числе и перед тем, что мы еще не способны назвать.

P.S. Статья также публикуется в 3-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2012 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. -- Е.П.

Петровская Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).