будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Снегирев Альберт

Арт-Москва XI, искусство цен и ценность искусства

20 мая закрылась Арт-Москва – самое значительное ежегодное событие художественного рынка России. В отличие от предшествующих ярмарок, ориентированных на будущее и  призванных скорее популяризировать современное искусство, чем на нем зарабатывать, последние несколько лет Арт-Москва стала во всех смыслах коммерческой. В прошлом году она впервые достигла «нулевой» отметки, полностью окупившись. В этом году она заняла целиком оба выставочных этажа ЦДХ и внутренний дворик, в ней участвуют галереи из 15 стран мира, а галеристы уже ставят рекорды. Владелец одной из ведущих московских галерей Марат Гельман в первый же день официально объявил о продаже 50 работ.

Рынок искусства растет и развивается. Но коль скоро речь идет об искусстве, значение событий, даже из области чистой коммерции, мерцает между ценой искусства и его ценностью. Любая художественная ярмарка претендует на то, чтобы быть художественным событием, поскольку это измерение и должно определять цену. Также ярмарка претендует на статус события светского – покупать искусство должно быть модным. С последним, кажется, все в порядке, если судить по количеству джипов у входа в ЦДХ и визиту Ксении Собчак в день открытия. Что же касается художественной ценности, год от года Арт-Москва становиться все менее впечатляющей.

Основная коммерческая часть ярмарки не несла никаких сюрпризов – два этажа галерейных стендов, экспозиции которых были созданы без особенного кураторского усилия. Уровень некоторых стендов демонстрировал салон, как он есть – и это, пожалуй, еще одна особенность последней Арт-Москвы. Экспертный совет из ведущих российских и зарубежных галеристов, критиков и историков искусства оказался не в состоянии этому что-то противопоставить. Но если бы вы и не ждали от галерейной экспозиции осмысленного послания, а настроили восприятие на поиск интересных работ – вам пришлось бы испытать состояние дежавю. Как будто все идеи закончились в начале 2000-х и теперь мы обречены свидетельствовать вновь и вновь повторение одного и того же, но с каждым годом теряющего остроту воздействия. 

Конечно, внимательный, искушенный зритель мог обнаружить много ценного. И российских классиков неофициального искусства, как Михаил Рогинский, и мощных соц-артистов, как Михаил Косолапов. Мог этот, внимательный, зритель найти и современных западных звезд вроде Тони Орслера или Вика Муница... И даже еще не выставлявшиеся ранее работы актуальных российских художников, например железные скульптуры Дмитрия Гутова или законсервированные Давидом Тер-Оганьяном в трехлитровых банках философские книжки. Но это искушенный зритель. В целом же, основными кодами восприятия представленных произведений служили «гламур» и «креатив». Коды, заимствованные у масс-медиа и вряд ли пригодные для различения «высокого» искусства.

Арт-Москва, безусловно, репрезентирует развитие русской художественной сцены, хотя бы потому, что в отличие от других, претендующих на эту роль событий (как Московская Биеннале), она регулярно открывается уже одиннадцать лет. С тем большей уверенностью можно констатировать, что сегодня искусство уже не является ни более инновативным, ни более откровенным, ни более шокирующим или смелым, чем массовая культура. В ситуации конкуренции за тип восприятия образа, в которой оказалось искусство в 2000-х, оно часто не имеет своего языка, своих выразительных средств, отличающих его от языка дизайна и рекламы. И вот уж совсем постыдная роль – один из некоммерческих проектов ярмарки «Коммуналка» лишь скромно заимствует рецепты успешности у "Дома-2". Семь художников на время проведения ярмарки были поселены в одном из пространств ЦДХ с тем, чтобы выполнять «серию стимулирующих задач, предназначенных для того, чтобы освободить их творческие ресурсы и личность». За жизнью художников наблюдали расположенные в пространстве «Коммуналки» камеры, и с их помощью посетители сайта проекта. Также за жизнью за стеклом, отделявшим художников от внешнего мира, могли наблюдать посетители выставки. Но в сравнении с "Домом-2", "Коммуналка" не продемонстрировала ничего, кроме бедности идей и средств.  Художники не придумали ничего лучшего, чем заняться наиболее привычным для них рисованием, а призом для полюбившегося публике и жюри больше других Антона Литвина стал не дом, а компьютер.

В соседнем зале дома художника был представлен другой некоммерческий проект «Шаргород. Первый десант». Выставка демонстрировала произведения, созданные на международном фестивале современного искусства  «Арт-Местечко. Шаргород», и призванные уловить гений места этого небольшого провинциального города. Но, кажется, организаторы сами несколько увлеклись поиском шаргородского genius loci, и экспонировали работы не на белых стенах, а на огромных черно-белых фотографиях города. В Шаргороде, где картины были экспонированы в реальном городском пространстве, это, безусловно, смотрелось убедительнее. Впрочем, перформанс Николая Маценко, недорого продающего собственноручно сделанные копии «Черного квадрата» Малевича, оказался везде к месту. И на Шаргородском базаре, где символ современного искусства бойко расходился среди местных жителей, и на Арт-Москве. Если посетитель ярмарки не собирался выкладывать ни сотню тысяч долларов за работу какого-нибудь арт-стар, ни пару тысяч за начинающего или не слишком известного художника, возможно, его заинтересовала копия иконы авангарда за 999 рублей. К тому же, сделанная художником, она является полноценным произведением искусства, и цены на него могут расти. Если в украинской провинции Николай Маценко доказывал безусловную ценность авангарда вдали от рынка и институций, то здесь он играл, скорее, роль популяризатора современного искусства для среднего класса.

Художникам из известной московской группы Эскейп, стремящимся поставить палки в колеса набирающему обороты российскому арт-рынку, удалось несколько взбудоражить восприятие посетителей. В день открытия они раздавали при входе карту ярмарки, с ложным расположением галерей, и наклеивали рядом с висящими на галерейных стендах работами красные кружочки, означающие, что произведение уже продано. По выставке также ходили молодые люди с красными кружочками наклеенными на лоб. Все это, немного напомнило о живом духе искусства, сегодня безжалостно притесненном прагматизмом арт-менеджеров, как Кентервильское привидение.

Отсутствие традиционных увеселений, вроде вечеринки с фуршетом, должна была восполнить Ночь галерей на «Винзаводе». Пришло действительно много людей, намеренных повеселиться. Бесплатная водка и минералка, массовые танцульки на площадке. Все это очевидно контрастировало с нарочито серьезным искусством. В галерее Гельмана открылась «политическая выставка» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «2007». Авторы решили изобразить в одном живописном пространстве всех медиа-персонажей телевизионных новостей стразу. На картине можно обнаружить президента, опальных олигархов, лидеров оппозии и обычного милиционера. Художники поместили их всех вместе, декларируя принципиальную неразличимость медиа-потока, неважность этих различий. В ХL же была довольно претенциозная видео-работа группы Синий суп «Озеро». Озеро на опушке цифрового, как на пейзаже в компьютерной игре, березового леса вдруг превращалось в черную дыру, а затем начинало светиться изнутри, постепенно заполняя светом все пространство, так что видео заканчивалось белым экраном. Здесь и абстракция, и «русская тема», и метафизика. Как кажется, «Синий суп» решили совместить в одной работе все модные тренды последней пары лет. Впрочем, «Озеро» заставляло многих из зашедшей повеселиться на «Винзавод» публики остаться до конца двадцатиминутного видео. 

И если коммерческая часть Арт-Москвы приучает относиться к искусству как к товару, то набирающий популярности «Винзавод» преподносит его как нечто, не чуждое также и развлечению. Очевидно, что современное искусство и его место в обществе еще находится в  процессе формирования. И недавно закрывшаяся Арт-Москва дает представление о направлениях этого развития.

Обсудить статью

Снегирев Альберт
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).