Вы бывали в метро? Если да, то ваш блуждающий взгляд не раз и не два натыкался на рекламу English First. Мой, по крайней мере, натыкался - и застревал. При этом реклама не достигала цели: безотчетного желания воспользоваться услугами организации не возникало. А возникало ощущение какой-то неправильности, неприятной странности. Настолько навязчивое, что пришлось распутать его и осознать.
Нет нужды говорить, что речь пойдет не о банальной ошибке рекламных творцов. А, как пел Б.Б., о чем-то большем.
Реклама – напоминаю – составлена из трех картинок.
ЗАВЯЗКА
На первой картинке – симпатичное здоровое лицо девушки лет 25, омраченное раздумьем. Характер ее сомнений выражен открытым текстом: КУДА ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ?
Что ж… Сама проблема довольно экзотическая. Но если у кого-то бывает пониженное давление, то у других должно встречаться повышенное. Между тем, круг возможных интерпретаций ситуации сужается до мыслимого минимума.
Навряд ли речь идет о находке клада или сумасшедшем выигрыше в лотерею. Реклама обращается к некоторой категории физических лиц через образ их типичного представителя – и уникальные случаи мы сразу исключаем из рассмотрения.
Девушка не олигарх – хотя бы потому, что типичный олигарх не девушка. И не жена олигарха – потому что жена олигарха не ездит в метро. Постепенно очерчивается образ жизни героини.
Девушка бездетна и вообще не замужем – иначе вопрос вложения денег естественнее было бы обсуждать на семейном совете. Девушка с картинки не настроена никому помогать – ни родителям (если они еще относительно молоды и активны – бабушкам и дедушкам), ни в порядке благотворительности. Потому что чужие нужды невозможно удовлетворить до конца, и излишка денег никак не получится.
Правдоподобная трактовка завязки рекламного триптиха такова: девушка работает в офисе, получает некоторую нормальную зарплату, живет в как-то обломившейся квартирке или комнате у родителей. Вряд ли съемной, потому что а) она пожирает много денег; б) при избытке денег можно улучшить район, метраж или иные условия. Сама материальная ситуация рассматривается как временная. От родителей отъеду. Из этой однушки выйду замуж. Покупать новую мебель не ко времени и некуда.
Тогда да. Молодая здоровая одинокая человеческая особь вполне в состоянии зарабатывать больше, чем тратить. Именно отсюда возникает феномен семьи, где растут дети, где помогают старикам. Если же искусственно длить эту одинокую фазу, возникает избыток денег.
Приходишь, грубо говоря, вечером никакая, плюхаешься на диван и врубаешь телевизор. Куда тут особо тратить.
Или – как вариант – по сторонам маячит бойфренд (отличие от мужа примерно то же, что у съемной квартиры от собственной). В холодильнике есть еда и пиво. Счета оплачены. Чисто экономически эти два тела вполне могли бы жить и на одну зарплату, но они не стали семьей, девушке не на что здесь опереться, она не имеет гарантий и перспектив. Она работает и зарабатывает, в общем, не для денег (точнее, не из необходимости), а, скорее, чтобы не выпасть из ритма жизни, не отстать от сверстниц. Отвечая на невнятный вызов будущего.
Если воспринимать пресловутый избыток денег как проблему (картинка №1) – возникает мощное системное решение. Так или иначе отдать деньги людям, которым они нужнее. Например, своему (еще не родившемуся) ребенку. Отложить на свадьбу. Бабушке. Найти тот или иной канал оттока избыточных денег.
ОЗАРЕНИЕ
На второй картинке нашу девушку посещает неожиданная яркая мысль. Судя по выражению лица и общей экспрессии центральной композиции, решение невероятно эвристично, неслыханно ново. Озарение. Сатори. Его суть тоже выражена открытым текстом:
ВРЕМЯ ИНВЕСТИРОВАТЬ В СЕБЯ!
Бог мой… А куда же ты инвестировала раньше? Готов поклясться, ТОЛЬКО в себя – потому что, повторяю, другие объекты инвестирования принципиально неисчерпаемы. Впрочем, в самой экспрессивности есть примета времени.
Одна из самых неприятных данностей человеческой жизни – циклы. Круги, восьмерки, треки неправильной формы, где в конце неизбежно попадаешь на начало, сбрасываешься на ноль. День Сурка. Такие отзвуки ада. Украл-выпил-в тюрьму. Тем более что (в отличие от ада) здесь, вроде бы топчась на месте, на деле сползаешь вниз. Стареешь, ветшаешь, пропитываешься шлаками, депрофессионализируешься. И если человек не в состоянии вырваться из цикла, он склонен как-то его украшать, как бы «забывать» о нем. Изгонять из памяти, что ровно это было вчера и позавчера.
Лично я довольно часто, проходя мимо понурой молодежной компании, слышал такую энергичную реплику:
- А может, по пиву?!
Интонация такая, как если бы юноша предложил:
- А может, в Библиотеку Льва Толстого?!
Или:
- А может, порешаем контрольную по матанализу?!
Поясняю скрытый юмор ситуации – процесс покупки и распития пива для данной компании является откровенной рутиной. И выдается за спонтанное озарение в порядке самообмана. Чтобы не признаться себе – мы еще один день прожили вхолостую. А самым ярким событием этого дня был прием пива внутрь с последующим превращением его в мочу.
Вернемся, однако, к нашей героине. Да, согласен, по сути ей надо вырваться из утомительного цикла, периода жизни без внятной перспективы. Грубо говоря, найти мужа и завести семью. Если рассмотреть более штучные варианты – найти дело жизни, понижая пафос – занятие по душе, еще понижая – хобби. Например, снимать любительское кино. Избыток денег мгновенно испарится. И круг разорвется. На худой конец – смотаться в Италию. Получить заряд уникальных, разовых впечатлений.
Но наша с вами фантазия разгуливается понапрасну. Представляется фантастический образ романтического рекламщика, который, получив заказ от English First, настолько проникается подлинными интересами воображаемой героини, что в порыве вдохновения рекламирует турагентство.
Нет, к сожалению, мы с самого начала догадываемся, что озарение девушки связано с изучением английского.
С легким разочарованием мы переходим к третьей, итоговой картинке.
ЦЕЛЬ
А зачем, собственно, изучать английский?
Варианты:
Заняться художественным переводом. Сменить денежную (избыточно!), но скучную работу на довольно голодную, но очень интересную.
Расширить круг общения. Стать человеком мира.
Приобщиться к великой английской литературе начиная с Шекспира и к колоссальному опыту Голливуда начиная с Аль Пачино.
Выйти замуж за иностранца.
Эмигрировать.
Ну, кто угадал?
Третья картинка содержит правильный ответ:
ЗНАНИЕ АНГЛИЙСКОГО УВЕЛИЧИВАЕТ ЗАРПЛАТУ НА 35%
Но… позвольте…
Это значит, я, Маша, вдобавок к тому, чтобы ксерить, подшивать, подавать этому козлу кофе, буду еще переводить ему с английского договора, буду подавать кофе его разнообразным партнерам (спрашивая in English, сколько класть сахара и сливок)?.. Словом, буду делать то же самое, только на 35% больше.
Но главное -
Исходная цель несчастной девушки (вспоминаем картинку №1) была – избавиться от лишних денег. Вместо этого ей подсказан способ увеличить их номинал. Именно это, честно говоря, порождало в моем зрительном нерве и подсознании когнитивный диссонанс. Сейчас я его вытащил наружу. Мне полегчало. Но абсурд остался.
Типа:
- Кузьмич, не знаю, куда девать кроликов. Расплодились, черти, житья от них нет.
- Подсыпь им в корм вот это.
- Что, поутихнут?
- Не, какой там! Увеличат поголовье на 35%. Не пожалеешь.
- ?
Тут под завязку нужна мысль. Их несколько.
Избыток денег настолько (вопреки пословице) укоренился в массовом сознании как синоним счастья, как панацея ото всех бед, что предлагается в качестве идеального средства борьбы с избытком денег. Это любопытно.
Лучше быть молодым, чем старым.
Лучше заниматься сексом, чем не заниматься.
Лучше быть богатым, чем бедным.
Все свободомыслие гламурной эпохи разбивается об эти три утеса. С этими великими постулатами не только нельзя спорить. К ним даже нельзя поставить вопрос:
А ЗАЧЕМ?
А я поставлю. И вот вам варианты ответа.
А не факт. Вечно оставаться молодым невозможно, а Господь ничего не делает зря. Есть нетривиальный смысл и в старости, и в физической смерти, но в зрелости он очевиден. И лучше взрослеть, оставаясь физически умеренно бодрым.
Чтобы рожать детей.
Чтобы перестраивать мир или хотя бы небольшой его участок в соответствии со своими представлениями о гармонии.
Варианты можно обсудить.