будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура

Атомная бомба перестройки

Атомная бомба перестройки
dmitriev-89
Андрей Дмитриев
В рамках 19 форума издателей, прошедшего во Львове, сценарист и писатель, номинант на премию «Большая книга-2012» Андрей Дмитриев выступил с публичной лекцией о советском поколении «шестидесятников», «детей войны», которые при помощи атомной бомбы устроили в 80-х Перестройку.

Писатель Андрей Дмитриев, начиная лекцию, пояснил, что сам относится к поколению 80-х. А поколение 60-х, чей пик силы пришелся на послесталинскую эпоху, стало предметом его пристального внимания после трагической гибели родителей.

«Когда 10 лет назад погибли мои родители, классические «шестидесятники», я надумал написать роман «Хор». Дело в том, что они вместе учились вместе в ленинградском университете им. Жданова, где не очень как-то друг друга увидели, - рассказывает Дмитриев. - Но они пели вместе в академическом хоре факультета, где и спелись во всех смыслах слова. Знаете, смерть такая штука, которая выстраивает сюжет сразу задом наперед. И я решил, что сейчас выстрою сюжет этой жизни, расскажу об этом хоре, о том как сложились судьбы людей, которые в нем пели… Я чувствовал, что мы неправильно понимаем «шестидесятников». Должен сразу сказать, что мне не удалось написать эту книгу, тогда мне просто не хватило материала, не хватило подробностей жизни. Но я уже тогда чувствовал что мы неправильно их понимаем, когда считаем их «людьми XX съезда», людьми которые были романтиками, фанатично во что-то верили. Все это лишь пена на поверхности общественного сознания».

Поколение 60-х, по мнению Дмитриева, неповторимо в силу уникального стечения обстоятельств. С одной стороны, это были люди, детство которых пришлось на страшные годы войны, а юность на установление мирного порядка: они были свидетелями подъема страны из руин, что придавало им совершенно особый оптимизм.

Андрей Дмитриев

При этом писатель просит излишне не романтизировать это поколение: «Сегодня в самых широких слоях российского общества существует такая ностальгия по 60-м. Вроде, да – тоталитаризм, да – застой, но было хорошо. Это, по-видимому, связано с устройством человеческой памяти. Человеческая память устроена так, что в отличие от счастья и несчастья, мы не готовы вспоминать унижение. Это как защитный механизм, предохранитель, который от перегрузки гасит лампу памяти. А ведь, в сущности, тоталитаризм – это период тотального унижения человека человеком, государством, социумом, бытом. Любым вахтером, начальником, условиями быта. Коммунальным туалетом, который один на десять квартир, и, чтобы отбить запах нечистот в домах жгли газеты. Смертельным желанием иметь холодильник, и унизительным ожиданием его 10 лет в очереди. Пошивом купальников из покрашенной в черный цвет простыни.

Забывается, что невозможно было совершать разводы, что обрекало людей на двойную жизнь или на разборы личного, интимного на партсобраниях.

 

Юрий Гагарин

«Шестидесятники» - это дети войны, дети, пережившие войну, и всю свою юность и молодость прожившие надеждой на новый прекрасный мир. Это было очень позитивное сознание, но развившееся и существующее в рамках истории унижений», - объясняет литератор.

 

Но, возможно, как раз благодаря позитивному сознанию, появляется определение Петра Вайля и Александра Гениса, высказанное в книге «60-е: мир советского человека»: если в истории Советского государства и существовал период, в котором была максимально успешно реализована коммунистическая утопия, то это как раз первая половина 60-х годов.

С другой стороны, после сталинского периода в стране наступила долгожданная оттепель, которая разрушила, среди прочих, и существовавший ранее фактический запрет на путешествия по стране.

И еще одним фактором уникальных обстоятельств оказалось то, что свободными и окрыленными энтузиазмом стали не просто миллионы молодых людей, а людей думающих и отлично образованных.

«Это были выпускники множества вузов и втузов, прекрасно образованные по настоянию государства, которое в тот момент очень нуждалось в высококлассных специалистах, чтобы, если говорить в общем, сделать атомную бомбу. СССР вырастило и предоставило значительную свободу огромному количеству людей, которые умеют думать. Это были окрыленные коммунистической идеей и верой в свои силы патриоты и государственники.При Хрущеве они наконец перестали быть «крепостными», со смертью людоеда [Сталина] страна стала открыта».

Москва 60-х. Фото: prophotos.ru

Советская власть активно развивала туризм, с далеким прицелом освоения обширных незаселенных территорий Сибири «бюджетным» туристическим методом. В отдаленные районы шло множество геологических экспедиций на разведку полезных ископаемых, и не в последнюю очередь залежей урана, так необходимого для все той же бомбы. А перемещение молодежи между городами обеспечивалось несовершенством структуры государственного планирования. Требовалось огромное количестве вечно командированных куда-то снабженцев, осуществляющих переговоры о поставках той или иной продукции.

«Вся страна пришла в движение. Эти люди все время искали "себя вне себя", верили, что где-то есть настоящая, подлинная земля, которую надо найти. Все это происходило на протяжении всех 60-х с поразительным постоянством. Целое поколение посвятило себя поиску свободы», - рассказывает Дмитриев.

Шестидесятники

Очень важным для наступивших через два с половиной десятилетия событий стало и то, что все это кипение-перемещение энергичных умов протекало на особом, изрядно раскрепостившемся, после смерти Сталина, культурном поле. На фоне, как объясняет Дмитриев, целого ряда новых веяний. Так, например, советские люди в 60-х открыли для себя Европу: «Ах, Прибалтика! Ах, Львов!»

«Они чувствовали: «Вот я иду по этой прекрасной площади, по Рынку [Львова]. Мне нравится эта мостовая, эти стены, эти окна. Я нравлюсь себе, я хороший человек и я люблю эту страну».

Хотя бы даже эта страна была совсем не такой как в его городе, где в коммунальный сортир очередь 20 человек. Так появился еще один способ поиска себя – иное! Иное, - это, конечно же, то, что за кордоном».

Вслед за Европой, которую поколение 60-х узнавало через Западную Украину и Прибалтику, Карибский кризис, чуть не закончившийся еще одной мировой войной, в 1961 году привлек к себе колоссальное внимание к Америке, далекой недоступной стране, в которую совершенно невозможно попасть.

«Я был тогда еще маленьким мальчиком в провинциальном Пскове, но помню, как страна была влюблена в Джона и Жаклин Кеннеди. И как рыдали на улицах Пскова женщины, когда Кеннеди был убит. Любопытно,что другим кумиром 60-х одновременно был человек, по заказу которого Кеннеди и убили – председатель Госсовета Кубы Фидель Кастро, - вспоминает сценарист. - Эти люди «извне» были невероятно популярны, как не снилось ни одному Стасу Михайлову, куплеты которого распевает сегодня весь Львов, хотя сам говорит по-украински».

 

Кабачок 13 стульев

Наравне с этим, ключевым сюжетом в истории европеизации поколения «шестидесятников» была любовь к Польше. Когда появился на советских прилавках журнал «Шпильки», здесь возникло («великое, безусловно», - уверен Дмитриев) польское кино и польские актрисы – у городского населения СССР появился повальный культ Польши. Польская мода, польские прически и польские платья, польская передача «Кабачок «13 стульев».

 

Молодые люди, покоренные героями фильма «Пепел и Алмаз», ходили в темных очках и пили водку из армейских кружек. В домах появлялись сотни книг в мягких обложках: детективы на польском, выходившие в популярной тогда серии Czytelnik (читатель, - польск.), с логотипом в виде таксы. И по ним учили польский язык.

«Иосиф Бродский, например, тоже был влюблен в Польшу. Называл поляков «умнейшей нацией» и учил польский язык. Он был фанатично предан образу Польши! Солженицын писал: «Кто не понимает, что такое польские женщины, тому лучше не объяснять», - иллюстрирует свой рассказ Андрей Дмитриев. – «Даже шутки были на эту тему: «Почему Польшу так любят? – Потому, что в социалистическом лагере мы - самый веселый барак! - отвечают поляки».

Именно эта любовь к Польше, дала энергию к началу внутриполитических движений в СССР, через внешнюю политику. Именно любовь к Польше также перешла в политику. Антикоммунистический профсоюз Леха Валенсы «Солидарность» взорвал реальность, - поясняет Дмитриев причины политического конфликта 1980 года в странах соцлагеря.

«К тому же подорожала водка. Ходила поговорка: «Было пять, а стало восемь, все равно мы пить не бросим. Передайте Ильичу, нам и десять по плечу. Ну, а если станет больше, будет так, как было в Польше».

Именно польская «Солидарность» отозвалась появлением в Москве подпольного кружка «Молодые социалисты», явившегося предтечей социал-демократических организаций, возникших в годы Перестройки. История была бы другой, если бы не эта страсть к Польше, которая не смогла бы возникнуть, не окажись польская культура на богатой свободой и интеллектом почве удивительных людей из 60-х, выращенных ради бомбы. Получается, что именно атомная бомба и взорвала изнутри Советский Союз. И не было после этого взрыва таких, кто бы не пострадал.

«Всю горячую веру в коммунизм, в свое государство, в свое всемогущество «шестидесятники» растеряли во время Перестройки, которую сами же и сделали», - резюмирует Андрей Дмитриев.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).