Дело было во вторник, 21 февраля. Краем сознания (эта часть занимается слежением за лентами новостей и проч. соцсетями) были обнаружены сообщения про Путина в Барнауле. Ну, приехал, значит, в Барнаул, бывает. Среди них - про то, что Путин посетил и барнаульский метрополитен. Ну, посетил и посетил. Однако ж, а метро там вообще есть?
Но это не на тему, что за амфоры опять случились с В.В.Путиным, а в самом деле интересно: есть ли в Барнауле метро? Но почему бы и нет? В Новосибирске есть, в Екатеринбурге есть, в Нижнем Новгороде тоже есть, а и Барнаул город не маленький.
Такие заминки разрешаются гуглом. Тот выводит на сайт барнаульского метро. На нем все, что положено иметь сайту регионального метрополитена:
- Главная
- Новости
- История
- Пассажирам
- О метро
- Информация
- Гостевая книга.
В новостях сразу обнаруживается "Владимир Путин прокатился в барнаульском метро": "Спустившись в Барнаульский метрополитен на станции "Комсомольская", Владимир Путин, в сопровождении журналистов и работников метро, доехал до Кольцевой линии и осмотрел готовящуюся к открытию станцию "Проспект Калинина"". Далее сообщалось, что премьер пообещал выделить Барнаулу 15 млрд рублей на развитие транспортной инфраструктуры, причем 12 млрд из них должно пойти именно на развитие метро: "Несмотря на то, что строительство подземки - региональная задача по федеральному законодательству, мы стараемся помогать в решении этих проблем".
Словом, черт знает, что такое. Все на месте и ровно так, как должно быть на нормальном сайте регионального метро – по крайней мере, ощущение правды жизни есть. Опять же, кому бы могло понадобиться устроить такой фэйк ради пары часов одного Путина? Тогда бы уж просто вбросили какую-нибудь ерунду, кто-нибудь перепечатал бы сдуру, остальные бы повеселились, как с теми же амфорами. А тут сайт, не пустой - новости там ставятся давно. Что же это, как не реальность? Можно например узнать, что "Метрополитен принял меры в связи с аномальными морозами" (2 февраля 2012): "В связи с резким похолоданием до -35-37 градусов все службы Барнаульского метрополитена приведены в режим повышенной готовности. Так, за отчётный период с середины января на объектах метро не зафиксировано ни одного случая возникновения чрезвычайной ситуации, выхода из строя техники, обморожения сотрудников или пассажиров".
Там же и комментарии, где отдельные лица указывают, что на некоторых станциях было все-таки слишком уж холодно, даже изморозь на стенах появлялась. Хотя да, в целом метрополитеновцы - молодцы.
Детали жизни
Вот сообщение "С 1 января 2012 года проезд в метро увеличится до 10 рублей" (26 декабря 2011): "Барнаульский метрополитен информирует своих пассажиров о готовящемся повышении тарифов за проезд. С 1 января 2012 года стоимость одного жетона составит 10 рублей вместо нынешних 9. Вместе с тем, льготы для студентов и пенсионеров сохранятся, однако будут проиндексированы с учётом инфляции".
Прикидываешь – хорошо живут со своими 10 рублями, что уж. Но почему бы нет – все-таки не столица. Хотя, конечно, в Екатеринбурге – 18. Значит, в Барнауле умело ведут хозяйство.
Конечно, "Информация для пассажиров":
- Схема линий
- Правила пользования
- Оплата проезда
- Режим работы станций
Что до режима, то станции работают с 6 утра до 23, приведены даже фотографии жетонов. Все на месте, в том числе и ощущение, что тебе морочат голову. Причем, это приятное ощущение – что морочат. Мало того, ощущаешь, что это фэйк, но при этом ощущаешь, что не можешь понять, почему именно это ощущаешь - явных причин к тому нет. А реальность – явно расширяется, просто искусство какое-то. Впрочем, желание докопаться растет, но – едва не аннулируется навсегда разделом "История строительства".
"Годом рождения Барнаульского метрополитена считается 1972 год, когда столицу Алтайского края посетил Леонид Ильич Брежнев в ознаменование рекордного урожая зерновых. Вернувшись в Москву, на заседании Политбюро генсек сказал: "Вы знаете, поездил я по стране - везде просьбы, просьбы, и только на Алтае - широкий государственный подход. Руководство края смотрит в будущее и думает о завтрашнем дне. Его надо поддержать". Так было принято решение на уровне ЦК, которое поручило Совмину СССР и РСФСР рассмотреть вопрос о создании в Барнауле метрополитена, для поощрения тружеников села и города.
В октябре-ноябре 1972 года проводились изыскательные работы, разработан проект первых станций метро. По замыслу руководителей города, линия метро должна была пройти под главной магистралью Барнаула - проспектом Ленина. И в декабре того же года, началась закладка шести шахтных стволов. Работы шли в ускоренном темпе и 22 апреля 1974 года, к 104-летию В. И. Ленина состоялось торжественное открытие одноименной линии метро... "
История - проиллюстрирована. Причем, если две фотографии нейтральны, могли быть взяты откуда угодно (Брежнев и некие метростроители), то третья – явно местная.
Вот, какое-то явно знаковое городское строение и там же в самом деле что-то роют. Да, это в полном противоречии с заявлением о том, что все линии барналуьского метрополитена в основном глубокого залегания, но ведь и входы надо сделать? Для полноты - раздел "Документы", где приведены картинки двух вполне аутентичных постановлений ЦК по этому поводу. Вполне исторически выглядят, подписи Андропова и Косыгина, как живые. Причем, вот что классно: поставлено все правильно - тут не абсолютная чистота дизайна, а он такой, каким должен быть в таких случаях. Чуть корявый, а описания несколько неуклюжие – создается впечатление максимально усредненной работы при некоторых проблемах с квалификацией исполнителей, которые - да, обслуживают сайт конкретного Барнаульского метрополитена.
Ну, в этот момент все уже было понятно - я не выдержал и заглянул в Википедию (там про Барнаул большая статья – может, авторы сайта и ее написали). Метро нет, увы. А могло бы быть: троллейбусы и трамваи есть, немаленький город. Было бы метро – не удивился.
С размахом перебор!
В общем, очень хорошая работа. Они очень аккуратно ходят по краю достоверности, всякий раз почти незаметно намекая, что ее тут нет. В той же новости про Путина уже есть демонстративный перебор ("Оставшись, в целом, довольным темпами строительства Кольцевой линии, Владимир Путин отправился в эксплуатационное депо "ВРЗ", где ему показали наладку новых инновационных вагонов 22-302 и 22-023 (среди особенностей - скорость до 110 км/ч, эргономичный дизайн, розетки для ноутбуков, наличие стоп-кранов и т. д.)... ")
Но, поди пойми, может эти розетки для ноутбуков специально Путину показать заготовили, кто ж знает это местное начальство. Хотя, конечно, это бы, скорее, для другого госдеятеля. В общем, на грани реальности, но уже по ту ее строну. К слову, Путина тут, конечно, не фэйкали, наоборот, его - как и Брежнева с Андроповым – использовали для продвижения проекта. Так Россия об этом метро и узнала. Да и то, как бы он Путин мог приехать в Барнаул и не зайти в метро?
Но схема линий…. это уж… красота. Раздел "Станции метро Барнаульского метрополитена": "По состоянию на ноябрь 2011 года в Барнауле функционирует 26 станций, кроме того в стадии проектирования и строительства находится ещё 23 станции. В данный момент в городе действует 5 линий метро - Ленинская, Октябрьская, Павловская, Власихинская и Кольцевая, общая длина которых равна 47 км. Ещё две линии проектируются".
Ну надо же иметь наглость, 26 станций! В Екатеринбурге – всего 8, а его тоже с 70-х строили. В Новосибирске – 13 (тоже с 70-х) и всего две линии. А тут – 26 и пять линий. Но, собственно, а почему это они должны быть скромнее, если им нравится именно такой метрополитен и они могут себе его позволить? Причем, он нравится и остальному (кроме авторов) городу, - да, город про него знает. Например, новость про Путина была опубликована и на городском сайте, причем, без всяких указаний на фэйковость.
Есть телесюжет годичной давности, студентов Алтайского университета. Тем, кто в политологической теме, рекомендую вглядеться в фотографию интервьюируемого в сюжете Николая Победоносцева, "заместителя начальника Барнаульского метрополитена". А остальные, чтобы им не было обидно, что они не в теме, могут зайти в нее тут.
А информационное барнаульское агентство "Атмосфера" заключает изложение истории про это словами: "Возможно, когда-нибудь все описанное в портале все-таки ляжет под нашу землю линиями желанного Барнаульского метро!" В общем, они в это с удовольствием играют.
Мораль и выводы, респект и уважуха
Про то, что даже виртуальный проект может добавить смысл всему городу – уже понятно. Но это еще не вся мораль. Сайт вполне обеспечивает собой факт реальности – для всех, кто не слишком подозрителен к реальности, предъявляемой где угодно, хотя бы и в СМИ. Это скучная мораль, зато – очевидная. В самом деле, вот так все это и работает; все имеют дело с описаниями, внутри которых и живут.
От описания требуется соблюдение каких-то немногочисленных штук, которые в сумме и позволят (заставят) опознать предъявленное, как реальность. В данном случае все грамотно, объект сформирован ровно в тех правилах, которые предъявляются к описаниям других объектов, существующих в форме описания (неважно, что другие существуют еще и в натуре, здесь все равны). Так что проект отвечает месту и времени – в том числе, стилистики: в разные времена стилистика описаний реальности тоже разная. Так что тут наглядный пример того, что именно ощущалось реальностью в начале 10-х в России, какие элементы создавали тогда достоверность. Это, наверное, сообщает что-то и об особенностях этой реальности. Впрочем, тут уже и скучная тема, только что не призыв к гражданской бдительности в отношении вымышленных конструкций, выдающих себя за факт жизни, причем - не таких добрых, как барнаульская.
А вот главное. Некоторое время назад я разговаривал с политологом … пусть будет G. Разумеется, про то, что происходит. Он считает, что это все можно изложить только в романе. Это было не эмоциональное высказывание в духе "ах тут все так заверчено-наверчено, что только стихами описать…", но рациональная оценка формата, пригодного для даннйо задачи. Почему нет, но надо уточнить, а роман сейчас - это что, какой именно? Они же бывают разные. Имхо, персонажем романа про то, что происходит, может быть только само происходящее, а не какой-нибудь вымышленный зайка, который в местных исторических обстоятельствах решает какие-то свои проблемы, чего-то при этом хотя.
Романы сейчас must be как вот этот сайт, а не сочинять какой-нибудь типаж "нового сердитого-креативного". Была бы эта история сделана от первого лица, "как я встретил Путина в барнаульском метро" – и что? Да, вот откуда тут взялись романы и реальность: они же, на сайте, для пущей красоты разместили у себя еще и худло на тему "Метро-2033" в Барануле. И оно там лишь возвышает реальность проекта, в который засунута, не более.