будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Бесплодные усилия просвещения

Бесплодные усилия просвещения
kirill_kobrin_98

Искусство принадлежит народу? Быть может. Я готов согласиться с этой рискованной гипотезой, если кто-нибудь объяснит, что такое «народ». Совокупность населения страны? Или только всех граждан, исключая экспатов, гастарбайтеров и нелегалов? Сочтем ли мы частью «народа» младенцев, не имеющих еще никаких не только эстетических пристрастий, но даже и притязаний на то, чтобы оным искусством обладать? Или, скажем, тех, кто к прекрасному равнодушен – и даже враждебен? Если же под «народом» подразумевается горстка ценителей изящного, профессионалов, аматеров-коллекционеров, профессоров истории искусства и студентов соответствующих учебных заведений, то в таком случае слово «принадлежит» обрастает зловещими коннотациями совершенно прагматического свойства, осложненными, к тому же, юридическими обертонами. Им – принадлежит. Кому -- что, но что-то кому-то явно принадлежит.

            Вопрос, которым задался автор этих строк, вовсе не праздный. Времена большевиков, загонявших представителей пролетариата и трудового крестьянства в Эрмитаж, прошли безвозвратно – рискну сказать, к некоторому сожалению. Впрочем. что было, то было, прошлого не вернуть, целлюлитные красавицы на картинах старых мастеров уже не вызывают прежнего благоговения профанов; разве что кто-то бросит реплику о непомерной цене этой вот мазни, либо неизвестно как оказавшиеся в музее девахи обсудят преимущества фитнесса, лифтинга, эпиляции и прочих достижений постиндустриального общества. На первый взгляд, статус искусства в современном западном мире не изменился, оно по-прежнему считается абсолютной ценностью, которую надо защищать, сохранять, покупать и выставлять. Другое дело, что эта ценность не покоится более на фундаменте Религии или Нации и объяснить ее важность нынче очень сложно – особенно непосвященному; оттого те, кто поставлен просвещать народ (которому и принадлежит искусство), ссылаются обычно на весь круг положительно окрашенных понятий, связанных с магическим нынче словом Культура. Культура сама по себе, как выражение чего-то главного в человеческом обществе, не подверженного коррозии религиозных крайностей, жестокости классовой борьбы и сомнительных хоровых песен национализма. Понятие этой самой «культуры» настолько широко, неопределенно, что сегодня ей можно назвать абсолютно все вокруг нас. Причем не только хорошее, но и плохое; в последнем случае злокозненность феномена вытесняется на обочину, принадлежность к «культуре» (в ее подразделениях, именуемых «субкультурой») может легитимировать любую, самую отвратительную вещь. Об этом написаны сотни тысяч страниц – о том, как, к примеру, для мультикультурной эпохи даже каннибалы не являются просто «людоедами», нет, их можно описать как «представителей уникальной культуры антропофагов, находящейся под угрозой исчезновения». Поясню: я не намерен в очередной, стотысячный раз улюлюкать над комичным порой мультикультурализмом (предложите что-нибудь получше! Тогда поулюлюкаем вместе). Нет, имеет место всего лишь попытка разобраться – кому же принадлежит искусство и к кому апеллируют те, кто действительно так считает.

            В Лондоне – сразу две выставки, кураторы которых явно обращаются к самым широким массам. В Национальной галерее – «Наука живописи», в старой Тейт – Rude Britannia (точно перевести довольно сложно, так как название играет со знаменитым слоганом Rule Britannia, слово же rude переводится как «грубый», имея порой и сексуальный оттенок. То есть, Британия грубая и непристойная в одно и то же время). Выставки разные; прежде всего потому, что первая плохая, вторая -- довольно интересная. В Национальной галерее посетителям рассказывают всеобщую историю заблуждений относительно авторства, содержания и художественной ценности некоторых -- даже многих -- старых картин. Всесильная наука стоит на страже объективного знания, счищает наслоения с бесценных холстов, убирает присоседившиеся к шедеврам сюжеты, разоблачает сознательных мошенников, наивных коллекционеров и корыстных мистификаторов. Для наглядности представлены не только сами объекты заблуждений донаучного века, артефакты, но и объясняющие тексты, диаграммы, фото и так далее. Выставка сделана с благими намерениями, однако оставляет чувство тяжкого недоумения. Пояснительные тексты явно адресованы людям, которые не смогли (будем снисходительны – по разным, в том числе и финансовым, семейным и психологическим обстоятельствам) закончить среднюю школу. На этих табличках специально выделены слова, значение которых, по мысли кураторов, слабо известно зрителям. Среди них не только «дендрохронология», но и «животный клей», «рентген», «копия», «оригинал» и так далее. Отсюда вполне уместный вопрос: а на кого рассчитана эта выставка, показывающая как, например, одна картина Ботичелли оказалась действительно картиной Ботичелли, другая – бездарной мазней той же эпохи? Не нужно ли тогда объяснить, кто таков Ботичелли, почему этот артефакт – хороший, а вот этот – плохой? Если человек не знает разницы между понятиями «копия» и «оригинал», пойдет ли он вообще на эту выставку?

            То, что получилось в Национальной галерее, есть следствие сосуществования в современном западном сознании двух идей. Первая – старая, просветительская, идущая от Бэкона и энциклопедистов; если знание – сила, то офисный планктон должен ходить на выставки, чтобы стать сильнее. Став сильнее, офисный планктон укрепит демократическое общество. Укрепившись, демократическое общество распространит идею демократии на весь мир. Аминь. Вторая идея – идея позитивистского профессионального знания. Факты должны быть выявлены с помощью Науки и помещены в положенное им по иерархии место. Наука есть занятие, не терпящее дилетантизма, ее делают настоящие специалисты. Кто будет спорить, не так ли? В случае нашей выставки, к этим двум идеям добавляется третья – идея Искусства, Принадлежащего Народу. Народ должен знать правду, как его одурачивали в отношении Искусства – до тех пор, пока в игру не вступила Наука. Но объяснить все это надо по-быстрому и на доступном каждому читателю таблоидов языке. Вот какими умышленными булыжниками вымощен хайвэй западной демократии в ад.

            Что же до Rude Britannia, то здесь все гораздо честнее -- нет, не честнее, а здравомысленнее. Это выставка британской сатиры, чаще всего – политической. Англия, кажется, была пионером промышленного производства народного зубоскальства по любому поводу. В XVIII  веке местные карикатуристы большими тиражами распродавали свои отпечатанные издевки над (прости, Господи) монархом, министрами, местными пьяницами и континентальными нравами. Чуть позже особенно стало доставаться французам и ирландцам, первым – за Наполеона, вторым – за вечное ребельянство. И так до сегодняшнего дня – до замечательного коллажа, на котором Тони Блэр стоит с Калашниковым в руках, на голове чайник, через картинку надпись Make Tea Not War. Представленное в Тейт зубоскальство – действительно грубоватое, если не сказать грубое, кое-где непристойное (на выставке есть специальный зальчик, где можно полюбоваться шутками над сексуальными повадками правителей и подданных Соединенного Королевства), некоторые из экспонатов и вовсе стоит назвать шедеврами жанра. Скажем, знаменитые нравоучительные гравюры Хогарта, особенно «Улица джина» и «Улица пива». Как вы догадываетесь, на первой из улиц, там где пьют одну только можжевеловую, все плохо, худосочно и обреченно, на второй, пенной – толстопузо, весело и умилительно. Нынешний профессиональный посетитель выставок, интеллигентный читатель Guardian в роговых очках, любитель потягивать джин-тоник на культурной тусовке, вегетарианец, борец за здоровый экологически ответственный образ жизни вряд ли должным образом воспримет мораль века Сэмюэля Джонсона и Генри Филдинга.

            «Вот искусство, которое по-настоящему принадлежит народу!» – скажете вы. И ошибетесь. Это искусство давно уже отпринадлежало кому-либо, сейчас над ним царствуют специалисты-историки, которые в Тейт попытались немногословно откомментировать каждый из забытых политических и прочих сюжетов, стоящих за тем или иным образчиком фирменного британского зубоскальства. Вышло это у них лучше, чем у коллег из Национальной галереи; по крайней мере, пояснений таким словам, как «Наполеон», «француз» или даже «сатира» в сопроводительных текстах там нет. Любопытная получилась выставка – сходить и тут же забыть, о чем она.

См. также другие тексты автора:

  • Святой Атос
  • Революция – мнимая и истинная
  • Смерть героя
  • … заслуживают, чтобы их застрелили…
  • Селбианская гармошка
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).