будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Без иллюзий

Без иллюзий
kirill_kobrin_98

Свершилось. Наконец-то. Через несколько лет мы уже не увидим их на улицах Рима, Праги, Парижа – розоволицых, деловито бодреньких, голубоволосых. Они не будут ковылять по узким историческим уличкам, увешанные рюкзачками, фотоаппаратами, с бутылками воды, в черных очках, обязательно в светлых одеждах и белых кроссовках (или теннисных тапочках), громкие, милые, отвратительные в своем желании жить вечно, прекрасные в своем презрении к возрасту. Нас больше не тронет забота с которой младшие на несколько лет старички помогают старшим, как те, кто еще стоит на ногах, везут тех, кто уже не может передвигаться сам. Вместо них придут другие – все растущая армия молодых и не очень молодых лоботрясов, в грязноватых шмотках, с огромными рюкзачищами, огромными бутылками воды, толстенными путеводителями, на которых на разных языках выведено одно только слово «Европа», бессмысленные, озабоченные поисками вай-фая, чтобы писнуть мудацкое послание другу, зависающему в другом конце полусонного континента. Все они пока не делают ничего, все они готовятся к великим свершениям в сферах искусства, дизайна, кино, все они намерены написать великий керуакистый роман, но пока набираются впечатлений, впитывают в себя великую европейскую культуру, веселятся, попивают, покуривают, потрахиваются, почитывают и послушивают. К тридцати большинство из них уже будет сидеть в офисе и ждать, когда же, наконец, придет пенсия. Но дело в том, что она не придет.

В Испании обсуждают возможность отпускать людей на заслуженный отдых попозже, не в 65, как сейчас. Те же разговоры ведутся во всех европейских странах, и даже в России (учитывая разницу в пороговой цифре) – несмотря на то, что население Третьего Рима обычно не доживает даже до нынешнего срока, потому разговоры о том, во сколько уходить русскому человеку на пенсию, на которую, к тому же, невозможно прожить – чистая абстракция, в роде геометрии Лобачевского. Но вот в Западной (и, отчасти, Центральной) Европе все гораздо серьезнее. Социологи с готовностью сообщают: общество стареет, народ, стервец, стал жить все дольше и дольше, рожает все меньше и меньше, содержать такую массу престарелых бездельников становится все тяжелее. Пусть старички поработают! – принимают решения политики, опять-таки, руководствуясь гуманистическими соображениями. А что, им ведь скучно в шестьдесят пять на пенсии, после того, как они лет сорок отпахали; руки их так и тянутся к арифмометру (тьфу, к компьютеру), к станку, к бланку рецепта, к школьной табели. И совсем им не нужна ни пенсия (к чему она, когда можно тихо так ползать на службу и приносить домой честно заработанные оклады?), ни собственные дома (зачем немолодым людям эта пошлая роскошь? Есть ведь муниципальные квартирки, маленькие, уютные, соседи – за тонкой стенкой, всегда есть возможность всласть посоциализироваться), ни это дурацкое «свободное время» (что они будут делать? Лобзиком выпиливать? А телевизор можно и после работы посмотреть, не говоря уже о выходных). Чего тогда тратить деньги на этот полуотработанный человеческий материал, когда госбюджет трещит по всем швам, когда нужно срочно подкинуть деньжат демократическим правительствам Раджастана и Междуречья, несущим факел прогресса собственным (по недоразумению, зачем-то сопротивляющимся) народам? Ведь вправду, средств, уходящих на чудаков, которые в шестьдесят пять самым возмутительным образом мечтают зажить, наконец, своей жизнью, хватило бы на поддержку всех наших замечательных банков, (несправедливо) переживающих тяжелые времена! Наши банки – национальное достояние: достаточно взглянуть на то. какие красивые здания они построили для себя в наших городах. И вы предлагаете предать все это запустению? Из-за каких-то жалких трех-четырех лет жизни людей, которые и так уже оттрубили на этой земле шесть с половиной декад? Вы что, с ума сошли? Никогда!

Наступление на пенсионеров продолжится – и не стоит питать никаких иллюзий на сей счет. В конце концов, не так сложно ходить на работу, верно ведь? Времена западной тяжелой индустрии, этих всполохов огня, запаха серы, дымящих труб и 12-часового трудового дня давно ушли – нет, не в прошлое, а на территорию бывших колоний и полуколоний. А здесь улицы метут гастарбайтеры. Дома строят они же. Приезжие и их потомки постепенно принимаются лечить и учить. В компьютерах копаются тоже не потомки Бертрана Рассела и Пуанкаре. Так что остается мирно ходить в офис, в чудный светлый офис, с его гигантскими залами, похожими на вегетарианскую скотобойню, и тихо просиживать там положенные часы, обманывая корпоративные фильтры на порнуху, фейсбуки и прочие твиттеры. Чем не прекрасная старость? Я уже не говорю о социальной важности этого дела: общество вздохнет спокойно – старики не повиснут тяжким бременем на его натруженной шее.

Из этого европеец должен сделать важный экзистенциальный вывод. К чему тогда вообще работать и копить деньги на старость, когда старость не придет? То есть, она физически наступит когда-нибудь, но социально – только лет в семьдесят пять-восемьдесят. При всем уважении к современной медицине и здоровому образу жизни, приятности, которые сыпятся из заранее заготовленного рога изобилия на восьмидесятилетнего человека, выглядят несколько издевательски. Тогда стоит ли по-протестантски ежедневно заранее складывать в этот рог по чуть-чуть? Ради чего убивать собственную жизнь на сидение в богомерзком openspace, на разговоры с людьми, которых в нормальной жизни не подпустил бы к себе и на километр, на унижения ради так называемой «карьеры» (никто никогда не объяснит, что это такое)? Уничтожить собственные полвека, чтобы потом протянуть еще года три в компании дорогой сиделки? Так исчезает последняя мотивация европейца к труду.

Конечно, дело обстоит по-иному там, где перед каждым человеком маячит призрак голода, нищеты, истинного социального горя. Там труд является печальной необходимостью – собственно, как и всегда в истории человечества. Только западному человеку, который кичится своим трудолюбием, организованностью, эффективностью понадобилась идеологическая подпорка для того, чтобы заставить себя работать -- и судить другого по его труду. Протестантская этика, коммунистическая этика – просто очевидный обман, предназначенный для прирожденных лодырей, каковыми большинство людей и является. С коммунизмом все понятно – его сладчайшая идея заключается в том, что когда-нибудь наши потомки работать не будут вообще, трудиться заставят умные машины, а человеки примутся проводить время в приятных и необременительных занятиях искусствами, науками, спортом, а то и вообще в райском ничегонеделании. Что же до хваленой протестантской этики, то она полна противоречий. С одной стороны, кальвинистская идея предопределения, согласно которой богатство равняется праведности, а бедность – греху. То есть, не грешный человек беден (что было бы еще понятно), а бедный человек тем самым грешен. И где здесь труд? – спросим мы. Я уже не говорю о том, что в христианстве с грехом связан сам протестантский источник богатства – труд: не будем забывать при каких обстоятельствах наши прародители перешли от восхитительного безделия к тяжкому снисканию себе хлеба насущного.

Не нужно считать людей глупее, чем они есть на самом деле. Подрывая последний стимул к постоянной ежедневной квалифицированной работе – вполне естественное стремление в немолодом уже возрасте удалиться от дел и пожить в свое удовольствие – Европа обрекает себя на удел императорского Рима, граждане которого старались не осквернять трудом рук своих, предоставляя работать окружающим. Города, забитые бездельниками неопределенного возраста -- вот истинный Четвертый Рим, о котором и не помышлял инок Филофей. Круг замкнулся. Четвертый Рим так похож на Первый -- оттого Пятому не бывать.

См. также другие тексты автора:

  • Подписи слепца
  • Здравствуй, скука
  • Бесплодные усилия просвещения
  • Святой Атос
  • Революция – мнимая и истинная
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).