будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Ясаков Олег

Билл должен умереть

Вторая часть четвертого фильма Квентина Тарантино добралась до нас с опозданием. Весь остальной мир уже успел насладиться долгожданным продолжением многообещающей первой картины. Показ фильма в России отложили, чтобы режиссер смог открыть им Московский Международный кинофестиваль, отобедать с его президентом Михалковым, у которого ровно десять лет назад похитил главный приз Каннского фестиваля, осмотреть достопримечательности и благополучно отбыть, оставив нас наедине со своим последним шедевром.

В последние несколько лет немногие верили в существование Квентина Тарантино. То есть мы, конечно, знали, что где-то он существует и "работает с документами", пишет вроде бы сценарий, собирается что-то там ставить про самураев, снимается у друзей в эпизодах, но доказательств его дееспособности было удручающе мало, критикам трудно было не поддаться соблазну записать его в кумиры, погребенные девяностыми. После малоубедительной экранизации Элмора Леонарда "Джеки Браун" и необязательных камео в "Четырех комнатах" и "От заката до рассвета" надежд на возвращение Тарантино в первые строки кассовых рейтингов оставалось все меньше. Человеку, по сути сформировавшему язык кино девяностых годов прошлого века, нужно было предпринять нечто действительно экстраординарное, чтобы снова заставить говорить о себе.

И он предпринял — он убил Билла.

Героиня Умы Турман встала из комы, чтобы с грацией девочки-переростка искрошить сотню человек в первой части, а уж потом все объяснить во второй.

И чтобы Квентин Тарантино, с невероятным для такого верзилы изяществом, совершил свой триумфальный камбэк.

На этот раз под видом двух частей одного кино он снял два совершенно разных фильма, монтируя вторую часть во время проката первой. Возможно, даже три фильма, по принципу тезис-антитезис-синтез. Первый тезис был почти совсем женским, зато с реками крови и обилием действия. Знаковые моменты фильма: Дерил Ханна в униформе медсестры, прекрасная Тиаки Курияма из "Королевской битвы" в школьной униформе, мелкие шажки Люси Лью и сцена ее смерти в зимнем саду, без зазрения совести украденная из старого японского боевика вместе с музыкой. И, разумеется, Невеста в желтом спортивном костюме Брюса Ли, пока безымянная. Мужчин было мало (банда "88 безумных бойцов" Люси Лью не в счет), разговаривали они неохотно. Разве что мастер мечей Хаттори Хандзо в исполнении культового Сонни Тибы произнес несколько напутственных слов, без которых, впрочем, мы все могли бы прекрасно обойтись. И ни намека на любовную историю, на какие-либо отношения, чистая месть, не отягощенная сомнением и рефлексией.

Пока мы смотрели часть первую, удивляясь отсутствию фирменного тарантиновского диалога и смутно предчувствуя появление анонсированного Билла, режиссер сидел в монтажной, готовясь предъявить нам все то, в ожидании чего мы замерли. Мы хотели диалога? — Пожалуйста, вот диалог, в авторстве которого сомнений ни у кого не возникнет, герои только и делают, что разговаривают. Даже в том, что Билла все-таки убьют, время от времени уверенность пропадает. Любви? — Вот вам любовь, от которой в прямом смысле слова разрываются сердца, хотя здесь этот прием называется "ручная пятипальцевая техника". Тарантиновской Америки? — Пожалуйста, все действие вернулось в привычные ландшафты околомексиканской пустыни. Мы хотели взглянуть на Билла, которого собираются убить? — Вот вам Билл, да какой! То, что выглядит банальностью в части первой, здесь приобретает новый смысл; обрывок фразы обрастает контекстом и вписывается в тщательно продуманное пространство фильма под названием “Убить Билла”, некого виртуального синтеза двух частей. Мастерски играя с нами, Тарантино с легкостью дает понять, что в первой части все не то, чем казалось, он пользуется свободой создавать свои правила для этой игры с радостью подростка, дорвавшегося до похода в кино вместо уроков. Это не самая честная игра, но оттого не менее интересная. Билл с его бандой под космически глупым названием “Смертельные гадюки” разлучил двух влюбленных в первой части и не дал родиться их ребенку? А вот и нет, жених — всего лишь случайный мальчишка, настоящий возлюбленный вовсе не тот, с кем Беатрикс (никогда бы не подумал, что Невесту зовут именно так) идет под венец. А ребенок, само собой, отыщется — Билл не так прост, да и пейзаж все-таки мексиканский.

В фильме можно обнаружить эпизоды, сбивающие ритм повествования, и вообще есть к чему придраться — Тарантино играет на поле, где невозможно выглядеть безупречным. Но главным критерием оценки его фильмов выступает критерий “работает-не работает”. И ведь работает! Видно, что материал настолько нравится режиссеру, что рука с ножницами просто не поднимается его укорачивать. И не одному режиссеру. Продюсер студии “Мирамакс” Харви Вайнштейн, прозванный за свою любовь к сокращению метража Харви-руки-ножницы (говорят, он-то и угробил фильм “Банды Нью-Йорка”), и тот опасается сокращать длительность картины. По легенде именно он придумал разрезать “Убить Билла” на две части, впрочем, эта легенда все менее состоятельна — очевидно, что в случае фильма “Убить Билла. Часть вторая” мы имеем дело с цельным и вполне самодостаточным произведением, а не с механическим продолжением первой части. Очень достойная мистификация.

Теперь в планы режиссера входит снимать по одному “Биллу” каждые десять лет, с новыми героями, и вполне можно представить, как толпа восхищенных зрителей выходит с сеанса четвертой или пятой части: “Все очень понравилось, только непонятно — кто такой Билл?” В его планы вообще входит много всего, он любит поговорить — переводчики-синхронисты со стажем теряются, когда слово берет Тарантино, признанный чемпион по скорости произнесения слов в минуту. Главное он доказал — груз всеобщих ожиданий, возложенный на него публикой, не помешал очевидному творческому успеху, а потому теперь от него можно ожидать чего угодно.

Киноманьяк Квентин Тарантино обычно ходит на все свои фильмы, когда они появляются в прокате, исправно приобретая билеты в кассе. На Kill Bill-2 в Америке он сходил 11 раз и больше всего был счастлив, когда видел расцветающие на лицах соседей по зрительному залу идиотские улыбки чистого удовольствия, которое сродни страху перед надвигающимся с вывешенной на стене простыни поездом на первых сеансах Люмьеров. Заставить интеллектуала испытать чувства, которые испытывают зрительницы дневных сериалов ("Ну и подонок же этот Луис Альберто! Но как она его любит!"), этот первобытный восторг перед магией, которая называется кино, — немалое режиссерское достижение. И пусть перечисление цитат, которые в массе своей и цитатами не назовешь — чистый плагиат, — может занять десятки страниц. И пусть вдумчивый критик, сидящий в зале, думает только о подробностях завтрашней своей разгромной статьи и вспоминает названия фильмов Shaw Brothers, у которых Тарантино позаимствовал тот или иной кадр, пусть оттачивает фразы о безнадежной вторичности этой картины, о том, что Тарантино — хороший зритель, но никакой не кинорежиссер. Все это вполне справедливо и не очень сложно доказуемо.

Но вот как вдумчивый критик собирается избавляться от подозрительно похожей на капитуляцию, предательски расцветающей на лице идиотской улыбки, ради которой и работает виднейший американский киносказочник Квентин Тарантино?

Ясаков Олег
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).