будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Алексеевский Михаил

Битва за читателя

Издательское дело долгое время было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. С 1992 года общее количество наименований книг, выпускаемых в стране, увеличилось почти в три раза (c 28716 до 80971). За шесть лет почти в два раза увеличился суммарный тираж изданий (с 407 до 702 млн. экземпляров). Однако в последнее время наметилась тревожная тенденция к замедлению темпов роста. Аналитики полагают, что в ближайшее время издательский рынок ждут большие перемены. На прошедшей недавно национальной выставке-ярмарке “Книги России” издатели рассказывали и о своем видении перспектив развития отрасли.

Во-первых, серьезную обеспокоенность вызывает тенденция к перенасыщению рынка. Во-вторых, на ситуацию в отрасли может серьезно повлиять запланированная на 2004-2005 год приватизация типографий. И, наконец, в-третьих, книжный рынок может существенно измениться с дальнейшим развитием розничных торговых сетей.

Делать прогнозы, какая ситуация в ближайшее время сложится в издательском деле, довольно трудно, поскольку этот бизнес традиционно непрозрачен. Обычно издательства скрывают реальные показатели, завышая или занижая тиражи – в зависимости от своих интересов. Так, например, одного из лидеров издательского бизнеса неоднократно ловили на мошенничестве - издательство тайно печатало дополнительный тираж книги, не уведомляя об этом автора. Такая политика издателей затрудняет оценку ситуации на рынке в целом.

Снижение темпов развития отрасли специалисты объясняют тем, что в настоящий момент рынок достиг своего максимального объема. Если раньше объемы продаж росли за счет того, что издательства, используя рекламу и необычные маркетинговые ходы, привлекали новых читателей, то теперь этот ресурс практически исчерпан. В нынешней экономической ситуации читатели уже не могут покупать больше книг. Перед рынком встала серьезная угроза кризиса перепроизводства.

“Сейчас на книжном рынке две основных тенденции, - говорит начальник отдела рекламы издательства “Азбука” Алексей Владимирович Панайотти, - С одной стороны, идет увеличение цен на готовую продукцию, с другой стороны, уменьшение тиражей. Сильно поднялись цены в типографии, поэтому, чтобы сдержать цены на книги, приходится чуть уступать в качестве, например, использовать для печати более дешевую газетную бумагу. Наше издательство входит в десятку крупнейших в России, поэтому мы тиражи практически не снижали. Однако я знаю, что многие издательства сталкиваются с серьезными проблемами”.

В ситуации, когда рынок переполнен и не может больше расширяться, издатели вынуждены сосредоточить свои усилия на конкурентной борьбе. Становится необходимым бороться не за совершенно новых читателей, а переманивать старых у других издательств. Победителем станет тот, кто сможет предложить покупателям наилучшее соотношение цены и качества. В этой ситуации особенно значимой становится грядущая приватизация типографий.

Полиграфический и издательский бизнес тесно связаны друг с другом – от состояния типографий напрямую зависит успехи книгоиздателей. До недавнего времени печальное состояние рынка полиграфических услуг сильно тормозило развитие книгоиздания. Большинство типографий, построенных еще в советское время, имеют устаревшее оборудование и нуждаются в срочных инвестициях.

Приватизация же полиграфического комплекса выгодна, в первую очередь, крупным издательствам. Выкупив в собственность типографию и оборудовав ее новейшей техникой, издатель получает огромное преимущество перед конкурентами. С одной стороны, резко повышается полиграфический уровень выпускаемой продукции, с другой стороны, эффективней удается контролировать ценовую политику.

Описанная модель начинает работать уже сейчас. Так, еще один лидер книжного рынка издательство “Эксмо” приобрело крупный пакет акций Тверского полиграфического комбината. Вложив в его переоборудование значительные инвестиции, оно получило возможность быстро и эффективно печатать большие тиражи своих изданий, даже не являясь единоличным владельцем предприятия.

Но если для крупных игроков приватизация типографий – несомненное благо, то маленьким издательствам этот процесс грозит проблемами, ведь в таком случае, чтобы напечатать свои книги, им придется “идти на поклон” к фактическим конкурентам. А тут уж кто-то договорится, а кто-то разорится.

До недавнего времени число издательств в России стабильно росло: если в 2000 году, по данным Российской книжной палаты, их было 5110, то в 2003 году на издательском рынке действовало уже 6187 участников. Однако в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург), где в общей сложности выпускается около 90% всех российских книг, уже наметилась тенденция к уменьшению количества издательств. В 2003 году их стало почти на сотню меньше, чем было за год до этого.

Чтобы конкурировать с такими титанами как "АСТ", "Олма", "Эксмо", маленьким издательствам приходится искать на книжном рынке свою нишу. Любовь Евграфовна Янковская, PR-менеджер издательства “Аввалон”, выпускающего эзотерическую и художественную литературу, говорит, что уже сейчас “крупные игроки на рынке сильно зажимают более мелкие издательства”. Весьма отрицательно многие издатели относятся к еще одной тенденции – развитию крупных сетей книжных супермаркетов. “Это нас пугает”, - говорит представитель “Аввалона”. Она выражает опасение, что руководство торговых сетей может не пожелать иметь дело с мелкими издательствами.

Крупные игроки на рынке, напротив, относятся к развитию розничных сетей с большим энтузиазмом. Пресс-атташе издательства “Эксмо” Алексей Шахов утверждает, что розничные сети не только помогают увеличить объемы продаж, но и способствуют продвижению продукции издательства. В собственной сети магазинов “Новый книжный” “Эксмо” регулярно проводит промо-акции, организует встречи с читателями своих авторов, вывешивает плакаты, рекламирующие новинки. Алексей Шахов говорит, что эти акции себя оправдывают. Раскручивая своих авторов как брэнды, издательство получает большие козыри в борьбе с конкурентами.

В целом можно говорить о поляризации стратегий развития участников этого рынка. Крупные издательства склонны к универсализации своего бизнеса, созданию вертикально интегрированных структур. Рассчитывая снизить издержки и повысить качество продукции, они стремятся получить контроль над полиграфическим комплексом и над рынком сбыта. Впрочем, успех такой политики напрямую зависит от того, позволит ли государство издателям воспользоваться приватизированными типографиями.

Мелкие издательства вынуждены использовать иную бизнес-модель. Здесь наблюдается тенденция к более жесткой специализации, а порой и маргинализации. Чтобы не разориться, издатели должны находить ниши на рынке, не занятые крупными игроками (эзотерика, публицистика, интеллектуальная литература). Многие издательства делают ставку на продюсерские проекты. Читателю предлагают не обычную книгу, а целую литературную серию, которая достаточно агрессивно продвигается на книжный рынок. В качестве примера можно привести книжные серии издательства "Амфора": "Поколение Y", "Наша марка", "Новая волна", заманивающие зрителей концептуальной идеей, под которую осуществляется подбор произведений.

И хотя в результате происходящих изменений общее число небольших издательств неизбежно сократится, совсем они не исчезнут. Представители крупных издательств признают, что их “младшие” коллеги для нормального функционирования рынка необходимы.

Алексеевский Михаил
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).