будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
мультипликация
Май 18, 2025
Культура
Демина Наталия

Болеро Гарри Бардина

Болеро Гарри Бардина
bardin2
Гарри Бардину - 75!. Источник: Фото с сайта Планета.ру

11 сентября 2016 года исполнилось 75 лет известному режиссеру-мультипликатору Гарри Бардину. Сейчас он планирует снять новый фильм «Болеро», и на «Планете.ру» ведется сбор средств на этот проект. «Я всегда использую в фильмах свою любимую музыку. В новой картине она тоже будет – думаю, что эта музыка любима и вами. Это «Болеро» Равеля. Я хочу снять фильм под эту мелодию. Он уже сложился в моей голове и выйдет, надеюсь, через год, когда вы мне поможете деньгами», – обратился Гарри Яковлевич  к будущим зрителям. 

В 2013 году мы с сыном, вместе с другими «акционерами» фильма «Три мелодии», были с экскурсией на его студии и там состоялся забавный диалог со взрослыми и детьми. Публикую некоторые фрагменты из беседы Гарри Яковлевича. 

- А сколько лет вы занимаетесь мультипликацией? 

- Скоро 40 лет. Я надеюсь, что еще поснимаю. 

- Вы учились на актера? Почему вы после актерской профессии перешли на мультипликацию, не пошли по актерской стезе? 

- Я пришел в мультипликацию через микрофон. Я много озвучивал. Если вы знаете «Волк и семеро козлят на новый лад», многих моих приятелей с детьми я тревожил этой пластинкой, потому что я там пел за Волка. (Показывает, как пел). И вот дети крутили эту пластинку по 10 раз на дню. Я много озвучивал, а потом решил, что могу написать сценарий, потом написал один, второй… Второй написал, его взяли, но режиссера не было. А я в это время написал пьесу для театра Образцова. И тогда мне предложили самому её поставить. Я рискнул. 

- Какой у вас самый первый мультик? 

- «Достать до неба». Это был детский мультфильм, когда упавшую звездочку дети поднимали до неба. Такой вот незамысловатый сюжет. 

- А какой у вас самый любимый мультик? Который вы создали? 

- Который я сделал? Ну, наверное, который сделал только что. 

- А какой у вас любимый мультфильм, который вы НЕ снимали? 

- Наверное, это «Бемби». Это мое первое детское впечатление о мультипликации. 

- А какой любимый не мультфильм, а фильм? 

- Ой, этого много! Я обожаю «Римские каникулы». Это – один из моих любимых фильмов.  

- А о чем были второй, третий и четвертый мультфильмы? 

- Это – проверка вашей памяти! (ремарка от родителей) 

- Второй, третий и четвертый? Ну, я уж так не помню… 

- Ну, хотя бы второй! 

- Второй – «Приключения Хомы». Ты видел? Про Хому и Суслика. 

Дети:

- Ой, я видел!

- Классный!

- Я смотрел!

- А у меня книга про него есть! 

- Ну и правильно. 

- А сколько мультфильмов вы всего создали? 

- 22. Это перебор у картежников. 

- А 21-й какой был? 

- «Гадкий утенок». 

- А 22-й? 

- «Три мелодии». 

- А 20-й? 

- Это был «Чуча-3». 

- А 19-й?

- Дети издеваются! (Ремарка от родителей). 

- А что интереснее снимать – много маленьких, или один большой мультик? 

- Ну, один большой я снял («Гадкий утенок»)  – он же и последний. Больше я на это не решусь, потому что я – не Кащей Бессмертный. Это 6 лет жизни, это очень трудно. Сложно всё снимать. Вопрос – какую ты задачу ставишь. Если делаешь халтуру, то всё просто снимать. А если хочешь сделать что-то, за что потом будет не стыдно, то это сложно. 

Из рассказа  о том, как снимался «Гадкий утенок»: …. Под каждое перо еще клеилась фольга. И фольга держала каждое перо. Мультипликатор сделает, согнет чуть-чуть перо – она держит. Еще чуть-чуть – держит. Еще чуть-чуть – держит. И все 400 кукол, кроме перьев, еще были обклеены фольгой. Это китайский труд, что говорить. Два года делались эти куклы, а потом мы 4 года снимали кино. Ну, а когда мы записали музыку, я сидел на студии в наушниках, и 4 месяца в наушниках музыку Чайковского «раскладывал» на хореографию. Мне нужно было знать, на какой музыкальный акцент кто и что делает. И потом меня можно было ночью разбудить и спросить, что в какой сцене делает какой персонаж, и я, естественно, это знал, куда он поворачивает голову, куда наступает – это я уже вcё видел. 

И дальше я коллегам рассказывал содержание картины, а потом наступал момент самый неприятный – когда ко мне подходили и спрашивали: «В каком году делался курятник? Какой размер курятника?» И тут уже нужно спускаться с небес на землю и знать всё о курятнике. Ну, и когда у нас были готовы куклы и готовы макеты, тогда уже начиналась съемка.

Тогда вся музыка делилась на сцены, и каждому мультипликатору давалось задание… Когда уже готова макет и кукла на макете, поставлен свет – оператор ставит свет – я даю задание мультипликатору. Так как я по образованию актер, мне очень просто сыграть все за каждый персонаж, спеть, станцевать, всё, что угодно. И мультипликатору я даю задание, и это очень жестко – он все должен сделать так, как мной и задумано. 

Я даю ему какой-то «люфт» для его фантазии, но очень маленький. Их шесть человек, и если каждый будет делать свою версию, то у меня будет не один фильм, а шесть фильмов – у каждого получится свой фильм, а должен быть всего один. И он должен быть такой, какой мною задуман. Ну, и когда уже в финале, мы «собираем» фильм, то должно быть так, что, когда я смотрю, чтобы нигде ничто не «царапало», что я что-то пропустил, что где-то что-то не пересняли, а должны были. Вот такого быть не должно. 

- А Вы часто пересматриваете свои мультфильмы? 

- Когда бывают у меня творческие встречи со зрителями, когда я показываю им свои мультфильмы, тогда я вынужден смотреть… Я очень устаю от просмотров, потому что я помню, как снимался каждый фильм. А это всегда было трудно. Но вот так, чтобы сесть дома, поставить чай и наконец-то посмотреть свои мультфильмы, на это я… 

-  А Вы последовательно снимаете фильм? От начала до конца? Или сначала конец, потом начало? Как Тарантино? 

- Как получается. Тут уже технологические всяческие сложности, что удобно в данный момент. Конечно, удобно последовательно, чтобы я монтировал, и у меня постепенно возникала вся картина. 

- У вас много последователей? Которые делают не компьютерные мультики, не рисованные, а именно объемные? 

- Должен сказать, что в 2005 году «Оскара» получил КУКОЛЬНЫЙ американский фильм («Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня», на англ. Wallace & Gromit: The Curse of the Were-Rabbit). Так что не надо уж так молиться на компьютер. 

- Скажите, пожалуйста, а кто из ваших коллег, не обязательно «объемных», кажется сейчас наиболее интересным? Кого Вы смотрите с наибольшим удовольствием? 

- Я очень люблю своего ученика Сашу Петрова. Он «оскароносец». «Старик и море», «Корова»… 

- Это у него такие акварельные… 

- Это масло. Он пальцем по стеклу рисует маслом. И из его последних, надеюсь, что этот не последний, но из того, что он снял, это «Моя любовь». Я считаю его шедевром. 

- А в советское время как-то держали баланс между кукольными и рисованными фильмами: сколько-то рисованных мультиков, сколько-то других? 

- Было кукольное объединение, было рисованное. Больше фильмов делалось на рисованном. Ну и я сам 7 лет работал на «рисованном». Сделал «Дорожную сказку», «Приключения Хомы», «Летучий корабль», «Прежде мы были птицами»… Это я делал на «рисованном», пока не придумал историю со спичками. И тогда меня «повело» в кукольное объединения, и там я и «застыл». 

Мне это понравилось и по технологии и по производству, по тому, что я контролирую процесс больше, чем на «рисованном». Есть мультипликатор, оператор, художник и я. Выставили кадр, поставили кукол. Кукла готова, я дал задание мультипликатору, и то, что я вижу в камеру, я и увижу на экране. И ничего другого. 

- Режиссерская мысль точнее передается через куклу или через компьютер? 

- Нет, через объем. 

- Когда вы снимали «Дорожную сказку», вы сами были в кого-то влюблены? 

- Я всегда влюблен в кого-то. 

- Просто такой фильм – про любовь, про отношения взрослых. Обычно вы поднимете «детские» сюжеты, а тут… 

- Во всяком случае, я тогда помнил, как влюблялся. Главное, что мне не сразу давали снять «Дорожную сказку», потому что они считали, что это – легкомысленная история, и мне надо сделать по заказу ГАИ. Я говорил, что это нет, это не ГАИ, это не правила движения, это любовная история! В конце концов, через три года дали снимать. Добился. 

- Есть ли отличия в том, как воспринимаю дети из разных стран Ваши мультфильмы? 

- Как-то я показывал «Чучу-3» на фестивале в Египте. Показал и спрашиваю: «Дети, как вам фильм?» А оказывается, у мусульман не принято держать собаку в доме. Собака должна быть на улице. А Чуча пускает собаку в дом. И вдруг один мальчик поднимает руку и говорит мне (через переводчика): «Ну и правильно, что выгнали собаку на улицу!» И смотрит, ждет одобрения от взрослых, что он правильно сказал. Я говорю: «А тебе, что, собаку не жалко?» Он смотрит на меня (показывает: кивает, мол, да, жалко, но только тихо!, прикладывает палец к губам). То есть, все равно, до любого доброго сердца достучаться можно. Вне зависимости от того, где этот человек живет. Я показывал свои фильмы в разных странах и, в общем-то, реакция одна и та же. 

Опять-таки, во Франции, в одной школе показывал «Гадкого утенка». Привезли школу на 3-4 автобусах, там было 400 детей. Я представил картину и сел в первый ряд. И вот идет кино. И вдруг, в момент, когда Гадкий утенок, как вы помните, стал лебедем, (показывает руками) крыльями машет, а взлететь не может, пытается взлететь и падает. И вдруг я слышу за спиной какой-то шум. Поворачиваю голову: 400 детей сидят и все помогают ему взлететь! И это было так отрадно! Значит, они прониклись судьбой этого гадкого утенка… 

Во Франции одна девочка спросила: «А почему вы так сделали, что, когда Гадкий утенок пролетел над двором, он всех как побрил? Все лишились своих перьев?» И я не успел ответить, а один мальчик сказал: «А это для того, чтобы они все знали, что под перьями они все пластилиновые!» И это абсолютно правильно. 

Однажды во Франции я показывал первую «Чучу», и это было для меня взволнованное действо, потому что маленький город, кажется, Ож, во Франции, и называлось там «Первый сеанс» , а французы очень трепетно относятся к воспитанию детей, к кино приобщают очень серьезно. Я думал, что «Первый сеанс» – это потому, что в 9.30 начало, так рано. Я пришел. И потянулась вдруг череда детей! Они шли с подушками – они Чучу сделали дома, это были домашние заготовки. Они несли их на киносеанс. Я говорю: «Почему «Первый киносеанс»?» Потому, что так рано?» Оказалось, что нет, это в их жизни первый сеанс! И тут мне стало нехорошо, потому, что я понял, что я для них – как братья Люмьер-2! Я – первый фильм в их жизни, какая на мне ответственность! А это шли клопы по 2.5-3 года! Они посмотрели, и устроители бегали с микрофоном – кто что скажет, и одна девочка сказала: «Я первый раз в кино. Если и второе кино будет такое же, то я кино обожаю!» Это для меня, конечно, был огромный комплимент! 

- Это вы делали фильм «Мумия»? (Детский голос). 

- «Мумия»? Я даже впервые слышу такое название! Но теперь сделаю! 

- Хороший мультик про Гадкого утенка! (Детский голос). 

- Да? 

- Это не вопрос, это утверждение! (Родители)

- Критик молодой растет… (Родители) 

- Сценарий «Гадкого утенка» – это целиком ваш или в соавторстве с кем-то? 

- Это мой сценарий целиком. Смешно было, когда где-то у нас в Москве на показе… 

- А у меня есть такой мультфильм «Гадкий утенок»! 

- И у меня есть! 

- Я его часто-часто смотрю! 

- Умница! А плакала, когда его обижали? 

- Нет… 

- Нет? Тебе было все равно? 

- Да… (Общий смех). 

- Одна журналистка говорит: «Скажите, пожалуйста, вот Юрий Ким написал «Гимн птичьего двора» – это он специально написал для вашего фильма?» Я на полном серьезе ей говорю: «Нет, вообще он написал это для «Единой России»». Она говорит: «А они что?» Я отвечаю: «А они почему-то не взяли…» – «Вот дураки!», – отвечает она. (Общий смех). 

- А какой у вас самый любимый герой? 

- Самый любимый герой? Даже не знаю… Не могу сказать. Наверное, мой внук. 

В этом диалоге со зрителями, кажется, весь он – искрометный, ироничный, искренний, жесткий, трудолюбивый, умеющий разговаривать с детьми, музыкальный, требовательный и талантливый. 

С Днем рождения, Гарри Яковлевич!

* * *

P.S. Из Фейсбука сына Г.Я, Павла Бардина (запись от 10 сентября 2016 года):

Отцу позвонили из канцелярии Д. Медведева, спросили, на какой адрес доставить правительственную поздравительную телеграмму, отец попросил не беспокоиться,
- Спасибо, я уже знаю содержание.
- Откуда? Как?!
- Ну, как... Денег нет, но вы держитесь.
Канцелярия хохотала.

(юбиляра можно поздравить по-человечески, поучаствовав в создании нового фильма).

P.P.S. Из обращения Гарри Бардина к будущим зрителям фильма "Болеро": «Так получилось, что в этом году исполняется 25 лет моей студии. Я собираюсь снимать двадцать пятый фильм, и в этом же году мне стукнет 75 лет! Но моя жизнь - это возможность работать. Вы продлите мне жизнь, если вложитесь в эту картину. Я заранее вам благодарен и могу сказать одно: обещаю, я вас не подведу! Не подведите и вы меня. Я рассчитываю на вашу помощь!»

Демина Наталия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).