Большая форма литовской фотографии
Долгоиграющие циклы литовской школы фотографии, их неповторимость и трагизм– то, что можно сказать и про творчество «молодого классика» Литвы Ромуальдаса Пожерскиса. Его выставка проходит в Центре фотографии имени братьев Люмьер и охватывает семь главных циклов, каждый из которых он снимал не менее семи лет.
В 1960-е годы в Прибалтийских республиках было меньше цензуры, и именно там необходимо было показать перспективность всякого рода культурных направлений СССР. Литву стали называть фотографической республикой – именно туда чаще всего съезжались советские фотографы, и к тому времени там появились классики литовской фотографии: Антанас Суткус, Александрас Мацияускас, Виталий Бутырин.
Ключевым событием стала выставка девяти литовских фотографов в 1969 году в Московском доме журналиста - после нее заговорили о фотоискусстве Литвы как о новой уникальной школе фотографии. В 1969 году был организован первый Фотосоюз в СССР – эта мощная организация включала в себя 200 человек, имела свою обширную библиотеку и галерею, а ее члены могли посылать свои работы за границу, участвовать в международных выставках, им выдавалась химия, техника, бумага – они могли жить своим искусством. Остальные советские фотографы могли об этом только мечтать, ведь в то время фотографу было очень сложно зарабатывать на жизнь только с помощью фотографии. Заявивший о себе в начале 70-х годов с первых циклов, Ромуальдас Пожерскис почти сразу попал в Фотосоюз – отучившись три года на инженера в политехническом институте, он решил, что будет заниматься только фотоделом.
В ретроспективном проекте Центра братьев Люмьер представлено семь серий фотографий Пожерскиса с 1974 по 2005 год. Пять циклов представлены в ручной печати и два цикла на экране – все эти фотографии напечатаны автором вручную, большинство из них напечатаны тогда же, когда и сняты, а оставшаяся часть напечатана Ромуальдасом специально для этой выставки. Сегодня уже мало кто из фотографов самостоятельно проявляет свои снимки, и Пожерскис в данном случае - исключение.
Первый цикл этой выставки – «Победы и поражения» - Ромуальдас снял в 1974 году – это единственная серия, которая изначально не была снята по его инициативе, а была подсказана его учителем. Заданием стала спортивная съемка мотокросса – поскольку он сам был байкером, снимать серию не должно было составить труда. Как только он приехал на соревнование, он увидел молодого человека, шедшего ему навстречу, и сделал свой первый кадр именно с ним. В серии нет спортивных моментов самого мотокросса: нет полета мотоциклистов, пересечения финишной прямой, зато есть отдельный человек – зритель или гонщик, погруженный в свои мысли. На фото, получившем в 70-е годы несколько премий на международных конкурсах – молодой человек в пыли и грязи, с опущенной головой и со слипшимися волосами, переживающего свой проигрыш.
Второй цикл, который Пожерскис начал снимать тоже в 1974 году и закончил через восемь лет, называется «Старые города Литвы». Автор старался показать отношения человека и города в жанре стрит-фотографии – такой жанр не существовал в советское время. В Литве тех лет не было бурной уличной жизни – человек не чувствовал себя комфортно и раскованно при посторонних. Однако это не касалось детей и стариков, находившихся на улицах с утра до самого вечера – людей, которым было еще не о чем или слишком поздно жалеть о совершенном – они и стали объектом съемки. Многие циклы Пожерскиса населяют дети – их искренность и непринужденность давали возможность автору сделать кадр чистым и естественным.
Старый город Каунас, который он фотографировал в начале цикла, казался ему пугающим местом. В нем было очень мало светлых пространств, много темных дворов, а повсеместная нищета, разруха и сажа, облеплявшая лица людей и облицовку зданий, поскольку дома топили углем, устрашали город еще больше.
Другая часть цикла, снятая в Вильнюсе, была для него самой сложной: всякий раз, как он приезжал снимать город, шел дождь или град, и работать было невозможно. Он также не знал, на каком языке обращаться к людям – на русском, польском или литовском – люди всех этих национальностей проживали в городе и не терпели, когда к ним обращались не на родном языке. Тем не менее, именно там ему удалось снять второй главный кадр его жизни – мальчика, качающегося на качелях, будто испытывающего самый трагический момент своей жизни. Ромуальдас вдохновлялся работами фотографов, снимавших районы Гарлема в США и уже тогда был уверен, что делает важное дело - он снимал города в момент их разрушения. Он завершил цикл тогда, когда города окончательно видоизменились, а населять их стал уже другой тип людей.
Третий цикл («Литовские паломничества», или «Сельские праздники», или «Католические праздники») так и не получил окончательного названия - он считается вершиной творчества Пожерскиса. В 70-80 годы он был цензурирован, поскольку касался религиозной жизни литовцев, и появлялся на выставках лишь частично под названием «Советские праздники». Ромуальдас начал снимать цикл случайно, проезжая мимо деревни и заметив, что жители что-то празднуют, используя нетрадиционные католические обряды, зачастую перекликавшиеся с языческими. Такие праздники-молебны проходили раз в год в разных деревнях Литвы, и Ромуальдас всякий раз пытался запечатлеть их. Сделать получалось не всегда– деревенские жители встречали его холодно и недружелюбно, и Пожерскис уезжал ни с чем. Но порой люди принимали его радушно, как своего, давали себя снимать, а когда спрашивали, зачем он их снимает, он всегда отвечал: «Я снимаю для того, чтобы ваши дети видели, как вы молитесь». Цикл был отснят за три года – так быстро, в сравнении с другими его циклами, потому, что через это время люди перестали праздновать.
Четвертый цикл «Сады памяти» снят на кладбищах по всей Литве в течение 20 лет. Цикл продолжает «Литовские паломничества»: Ромуальдас всматривается в духовную жизнь литовского народа, стремится найти границу, отделяющую материальный мир от духовного. Фотограф рассказывал, что принимал решение сделать кадр только в том случае, если это было действительно необходимо. Он должен был быть уверен, что его кадр важнее потревоженного внутреннего мира того героя, которого он снимал.
Пятый цикл – «Последний приют» – был снят в течение семи лет в домах престарелых – он тоже был частично цензурирован и представлен полностью только в 1987 году на Фотобиеннале в Таллинне, где получил главный приз. Ромуальдас называет его «медленный цикл» - он снимал пожилых мужчин и женщин, оставшихся наедине со своей немощностью. Он по нескольку раз приезжал в дома престарелых, общался с пациентами и фотографировал их, но когда приезжал вновь через некоторое время, уже не находил своих знакомых. Когда грусть от смертей перевесила желание запечатлеть других стариков, цикл был закончен.
На другой стене выставки как бы на контрасте представлена шестая серия - «Детские больницы» - ее он снимал в течение шести лет. Ромуальдас снимал людей в непростых, порой критических ситуациях, у него было разрешение снимать в больнице практически все: от поступления ребенка до его выписки, от присутствия на осмотрах до хирургических операций. Через некоторое время дети перестали замечать объектив в качественном платье – и от Пожерскиса требовалось только поймать нужный момент. Несмотря на продолжение темы больницы, драматизм в цикле отсутствует - из-за своей резвости и игривости даже перевязанные бинтами дети часто выглядели забавными и счастливыми.
Седьмой цикл – «Беды и радости маленького Альфонса» - снимался в течение 15 лет – он посвящен фермеру ростом всего 90 см, самому маленькому человеку Литвы. Фотограф познакомился с ним случайно, подвозив до автостанции, а затем, сняв серию о его жизни, изменил ее к лучшему. Альфонс стал известной персоной в Литве: один бизнесмен подарил ему дом, а премьер-министр, узнав, что у фермера отключили электричество, немедленно исправил ситуацию. Не менее яркими для посетителя кажутся фотографии из этого цикла, снятые на Балтийском море – Ромуальдас привез Альфонса впервые посмотреть на море, и это стало главным впечатлением в жизни маленького фермера. Но цикл начали снимать, когда герою было уже 60 лет - серия завершилась в связи с его смертью.
Глобальный подход к циклам у Пожерскиса, вкупе с его неотступностью, последовательностью в проработке темы, вниманием к своим героям, свойственны всей литовской школе фотографии и объясняет ее название – «Большая форма».
2 октября в Центре фотографии братьев Люмьер пройдет экскурсия по выставке Ромуальдаса Пожерскиса. Информацию о других мероприятиях можно посмотреть здесь.