будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Идлис Юлия

Большой Триер для маленьких

Большой Триер для маленьких
DW_Front1

На XXVII Московском международном кинофестивале будут два Триера: большой и маленький. Большого зовут, как и полагается, Ларс. Маленького – Томас. Томас Винтерберг.

Один из соратников Ларса фон Триера, соавтор манифеста «Догмы-95», создатель нашумевшего «Торжества», завоевавшего Специальный приз на Каннском фестивале 1998 года, Винтерберг привез в Москву свой фильм «Дорогая Венди», который отборщики ММКФ увидели полгода назад на рабочем просмотре в Берлине и немедленно позвали в московский конкурс. И пока столичная публика замирает в ожидании триеровского «Мандерлая», в фильме Винтерберга уже вовсю кипят схематичные, подернутые сепией, ироничные триеровские страсти.

Подросток по имени Дик, живущий в маленьком шахтерском городке «где-то на Диком Западе», покупает в магазине игрушек пистолет, который оказывается настоящим. Он нарекает его Венди и организовывает тайный клуб «Денди» - бывших неудачников, которых ношение оружия сделало сильными и уверенными в себе. «Денди» сначала встречаются, читают книги, стреляют по мишеням и всячески развлекаются, но скоро им приходится столкнуться со страшным и предательским миром взрослых в лице шерифа Крогсби – и все из-за того, что некая бабушка захотела навестить свою кузину, которая живет через площадь, чтобы отнести ей пачку кофе.

Сценарий «Дорогой Венди» фон Триер написал для себя, но потом заигрался с продолжением «Догвилля» и был вынужден отдать свое детище Винтербергу. «Ларс посчитал, что я смогу вдохнуть жизнь в этот сценарий», - сказал журналистам Винтерберг.

И у него это отлично получилось: там, где у фон Триера надо искать изысканную конструкцию и продуманную структуру, у Винтерберга резвится живая жизнь во всей ее молодой интуитивной красе. Впрочем, не без конструкций: все-таки след триеровской эстетики в этом фильме очень силен.

В «Дорогой Венди» много фирменных знаков фон Триера, которые Винтерберг, по его словам, пытался не «задавить», а, наоборот, выделить. Это и нарочито неспешный, словно в романе XIX века, рассказ голоса за кадром, и схематичный вид площади сверху с названиями всех углов и подворотен (прямая отсылка к нарисованному на полу «Догвиллю»), и надписи вроде «черепа Сьюзан», появляющиеся на экране рядом с персонажем, которого только что застрелили. Даже костюмы героев и цветовое решение всего фильма напоминают «Догвилль» - слегка бесформенные пиджаки, как будто из 1920-х, хотя на самом деле все происходит гораздо позже; теплые коричневые цвета, кадры, словно подернутые сепией, как старые фотографии.

«Если бы я хотел завоевать место под солнцем для себя одного, я бы выбрал другого сценариста, - утверждает режиссер. - Мы пытались дополнять друг друга, а не соревноваться. Мое сотрудничество с Ларсом было очень плодотворным. Я разговаривал с ним, как разговаривал бы с обычным сценаристом, и между нами не было никакого соперничества».

Действительно, никакого соперничества: Винтерберг просто взял и рассказал на чужом материале собственную историю – так, как он ее видит.

Прежде всего, он омолодил персонажей сценария на 10-15 лет – и из «бойцовского клуба» мрачных тридцатилетних неудачников они вдруг превратились в тимуровскую команду. Со всеми вытекающими последствиями.

Во-первых, все, что они делают, совершается на правах всего происходящего в детских сказках: со всей серьезностью вымысла. Группа из шести подростков с пистолетами на полном серьезе разрабатывает масштабную операцию по переводу старушки через площадь – расставляя дозоры на углах, обеспечивая сопровождение. Все это делается с такой искренностью, что эта игра неизбежно должна превратиться в реальность – хотя бы по закону перехода количественных изменений в качественные.

Что и происходит: старушка внезапно достает из сумки обрез и убивает полицейского. «Мы хотели столкнуть молодых людей и мир их фантазий с грубой реальностью, - комментирует Винтерберг. - Мы хотели сказать им: играя в эту игру, вы можете умереть».

Казалось бы, тяжелая, даже трагическая тема. Но в «Дорогой Венди» мрачный триеровский абсурд в духе Платонова внезапно превращается в этакое веселое безумие – может быть, из-за юного возраста персонажей. «Я сделаю то, что сделал бы каждый американский мальчик, - говорит Дик с гордостью, которая почти равна национальной. – Я отнесу им этот кофе, и пусть они его пьют». Странным образом, этот героизм простых поступков вызывает одновременно смех и слезы, потому что он такой хрустальный, что того и гляди разобьется, - как и все в мире детских фантазий.

В этом мире у каждого из членов клуба «Денди» своя собственная мечта и вера, которую зовут так же, как и пистолет ее хозяина. «Венди» Дика - как Венди из «Питера Пэна» (не случайно он так часто рассуждает о входных и выходных отверстиях, которые оставляют пули – помните желудь-поцелуй Венди, который спас Питера Пэна от стрелы в сердце?). «Ли» и «Грант» Сьюзан – как американский миф, война Севера и Юга, генерал и президент, один из примеров героического противостояния благородных врагов. «Линдон» Фредди – как Барри Линдон из романа Теккерея, экранизированного Стэнли Кубриком: парнишка, который стал дворянином (ведь и пистолет Фредди – старинный, XVIII века).

В фильме Винтерберга вообще удивительно много литературных – не киношных – аллюзий. Самая из них вопиющая – негритянский мальчик по имени Себастьян, которого Дик приводит в клуб «Денди», в соединении с особым «брайдсхедовским заиканием», которым денди приветствуют друг друга (здравствуй, «Возвращение в Брайдсхед» - книга о невозвратном уходе мечты из мира грубой реальности).

Легкость, с которой фильм из психологической драмы превращается в вестерн, в боевик, а потом – в кровавую трагедию, одновременно поражает и внушает доверие. В мире детской фантазии все возможно: здесь у пистолета может быть имя и пол, а шериф может собрать целую армию копов и расставить снайперов по крышам, чтобы отобрать у шестерых подростков престарелую негритянку, жертву старческого маразма. И здесь эти самые подростки, изъясняющиеся фразами из викторианского романа, могут с веселым азартом положить половину полицейского взвода, спасая пистолет по имени «Венди» и мстя за разбитую витрину магазина игрушек. Потому что мир детских фантазий не знает жестокости – то есть буквально: не знает, что это такое.

И все же Винтерберг превращает темы, которые Триер так тяжело переживает, в мягкий доброжелательный стеб. «Дорогая Венди» - это стеб над вестерном (сцена «передачи бабушки» шерифу так и просится куда-нибудь в «Великолепную семерку», благо что пистолетов как раз семеро: у Сьюзан их двое). Это стеб над «Бойцовским клубом», который Винтерберг превращает в клуб пацифистов-неудачников. Наконец, это стеб над «Бонни и Клайдом» - грустный, конечно, но такова жизнь.

Самое хорошее, что в конце концов побеждают все. Шериф Крогсби разобрался с опасной вооруженной бандой. Денди доказали, что могут умереть за свои убеждения. Фредди смог ходить без костылей. Дик выполнил обещание, данное себе и бабушке Себастьяна: перевел ее через площадь. Венди попала Дику в самое сердце.

Миры – взрослый и детский – столкнулись, но не пересеклись. Каждый из них одержал победу на своем поле, не заметив победы другого. У Триера это бы означало, что им не о чем говорить. У Винтерберга это значит, что им нечего делить. Вот и славно.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).