будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Алексеевский Михаил

Бригада: позор нации

Бригада: позор нации
98_mysh

На неделе в московском Музее Кино прошло открытие программы «Кино как школа демократии», организованной Американским Культурным Центром. Тема интригующая, потому что среди культурных и одновременно идеологических машин в мире ничто не сравнится с Голливудом.

И вправду, как у них  так получается, что политическая корректность (заимствованная, кстати, из советского политического словаря) и пропаганда образа жизни сочеталось в браке с искренним творчеством так, что почти никто не наступил на горло (собственной песне)?

Особенно повезло, что для начала организаторы решили обсудить феномен американского гангстерского кино 1930 годов, когда машина только строилась. Сугубо академическая дискуссия киноведов неожиданно оказалась весьма интересной и показательной в самом что ни на есть обществоведческом смысле.

Наибольший успех американское гангстерское кино имело в годы Великой Депрессии. В это время бандиты прекрасно себя чувствовали не только на экране, но и в реальной жизни. Полиция не могла противостоять разгулу преступности, и к концу 1920-ых годов газеты называли гангстеров «невидимым правительством США».

В годы Великой Депрессии общество, разочарованное действиями власти, прониклось к бандитам большой симпатией. Для обнищавших американцев гангстеры стали символом индивидуалистического вызова государственному унижению. Фабрика грез, почувствовав эту тенденцию, наладила массовое производство гангстерских фильмов, где главные роли играли звезды американского кино.

Одним из знаковых явлений того времени стала картина Говарда Хоукса «Лицо со шрамом» (1932) (неоднократно вторично воспетое, в том числе и Эмиром Кустурицей). Хотя формально фильм осуждал жизнь главного героя – бандита и убийцы, актер Пол Муни изобразил его ярким и обаятельным человеком, так что зрители неизбежно проникались к нему симпатией.

Однако один из самых талантливых гангстерских фильмов того времени сильно пострадал от цензуры. Новый президент США Франклин Рузвельт объявил политику «нового курса», война против организованной преступности велась не только в стране, но и на экране. В связи с этим фильм существенно подремонтировали и даже поменяли название. В прокате он назывался «Лицо со шрамом: Позор нации». А в 1935 году под влиянием власти голливудские студии вообще ввели мораторий на производство гангстерских лент.

Нетрудно заметить, что в российском кино в последние 10-15 лет проходило что-то похожее. Впервые появившись на экранах в перестроечной «чернухе», в 1990-ые годы бандиты и бандитская «культура» были исключительно популярны у широкой публики. Огромными тиражами выходили книги про зону и братков, из ларьков звучали великие песни про наколочку и Владимирский централ, на телеэкране царил «Бандитский Петербург».

Кульминацией любви народных масс к преступному миру стал знаменитый сериал «Бригада», в каком-то смысле «лебединая песня» жанра. Затаив дыхание, вся страна сопереживала у телеэкранов простому парню, который стал криминальным авторитетом. Пока критики спорили, является ли сериал апологией бандитского образа жизни, весьма жестко высказались представители власти. Так, бывший глава МВД Борис Грызлов заявил, что «те сериалы, которые пропагандируют культ насилия и некий романтический образ криминального героя, сегодня должны все меньше и меньше показываться по телевидению». 

Реакция телеканалов не заставила долго ждать. Создатели новых сериалов по мере возможности, изо всех сил стараются сеять «разумное, доброе, вечное». Например, Сергей Безруков, которому главная роль в «Бригаде» принесла всенародную любовь, решил исправиться и снялся в роли хорошего участкового в сериале, который забывается через неделю после просмотра.

Тогда, может быть, стоит идти до конца, если уж действовать по прототипу семидесятилетней давности? Взять да запретить вообще все фильмы о бандитах. Или перемонтировать знаменитый сериал и выпустить его на экраны под названием «Бригада: Позор нации». Кстати, неплохо звучит.

Вот только Рузвельт, кажется, оставил свой след не только в войне против киношных гангстеров.

Алексеевский Михаил
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).