будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Тасбулатова Диляра Грищенко Анастасия

Брийанте Мендоса – гений места

Брийанте Мендоса – гений места
mensar
Б.Мендоса и И.Сукманов

Брийанте Мендоса – 53-летний филиппинский режиссер, фаворит Каннского фестиваля и лично Жиля Жакоба, экс-президента Канн, определявшего пути развития кинематографа на протяжении чуть ли не полувека.

Открыв для всего мира румынскую, тайскую, корейскую школы, найдя выдающиеся фильмы даже в Бангладеш, г-н Жакоб обратил свой взор и на Филиппины, познакомив нас с новым «гением места», Брийанте Мендосой.

В свою очередь Игорь Сукманов, киновед маниакальной эрудиции, готовый, как и Жакоб, объездить весь мир в поисках новых талантов, смог пригласить г-ну Мендосу в Минск, на фестиваль «Листапад» (Игорь уже четвертый год подряд работает там программным директором: в результате слава об этом фестивале распространилась по всей Европе, да и Азии тоже).

В Минске был представлен новый фильм Мендосы «Чрево твое» - о бесплодной женщине (при этом повитухе по профессии), которая ищет для своего мужа молодую жену, готовую родить ребенка. Мендоса снимал свою картину в условиях, максимально приближенных к «боевым»: в тех отдаленных местах Филиппин, где живет племя Тави-Тави, «морские цыгане», как их тут называют, исповедующие мусульманство (остальная часть Филиппин – католическая).

В результате на свет появился не только настоящий ребенок (роды были сняты документальным способом), но и величайший шедевр, безо всяких там преувеличений. Ибо эта картина, кажущаяся поначалу «экзотической», наподобие программ «Вокруг света» или документальных опытов Флаэрти, постепенно вырастает в универсальную драму: о жертвенной любви, о той последней жертве, о какой говорил апостол Павел.

Сам Мендоса библейских и иных универсалистских аллюзий не признаёт, говоря, что снимает свои истории о любви и смерти, о жертве и искуплении, адресуясь исключительно к человеку, его экзистенциальной, онтологической сущности, И то правда: он показывает нам человека как он есть, не обремененного общекультурными соображениями – то есть человек Мендосы опирается на самого себя. Любопытно, что и сам Мендоса, похоже, опирается на самого себя: говоря о вещах глобальных, он никогда никого не цитирует, ни Библию, ни философов. К слову сказать, и сам он – самоучка, начавший снимать кино в 44 года и за 9 лет успев снять 26 (!) фильмов. Почти все они (даже комедия про порно-кинотеатр, забавная, на грани фола) – о вещах, важных для человека и его существования, хотя, повторюсь, Мендоса «умничать» не любит. И еще одна, немаловажная его черта, чисто человеческая: безграничное, какое-то всепоглощающее уважение к собеседнику; во время пресс-конференции он и на глупые вопросы отвечал серьезно, вдумчиво, а на агрессивные – с улыбкой. Не понимая, впрочем, что это агрессия: притом, что именно он, и никто другой, снимал фильмы о неконтролируемом насилии и ужасах современного мира.

После пресс-конференции нам удалось встретиться с Мендосой с глазу на глаз.

 

- Господин Мендоса, как вам удалось так внедриться в среду племени Тави-Тави? У нас было полное ощущение, что снимаете не вы, а «сама» камера, авторская рука не чувствовалась…

- Да, несмотря на то, что я родом из Филиппин, на этом острове для меня все было чуждым: я раньше там никогда не бывал и ничего об этих людях не знал. Но потом, когда узнал, то начал не только изучать материалы о них, то буквально поселились с ними: мы там со своим оператором просто жили. Потом на этом острове высадились и наши актеры. И тоже сроднились с этим племенем… И вот только тогда, когда актеры смогли затеряться среди жителей племени, я решился снимать. Это было долгий процесс, вживания и физического, и морального, и всяческого: нам нужно было как бы стать ими, слиться с ними, стать неразличимыми среди них…

- Ничего себе…

- Ну, а как иначе-то? Иначе бы ничего бы не вышло. Процесс освоения нового опыта долго продлился, пока я не ощутил такой как бы толчок изнутри: пора!

- Почему именно они, племя Тави-Тави? Ведь эта история, насколько мы понимаем, универсальна?

- Совершенно верно: это могло случиться где угодно, даже, может, и в Европе…

- У Ларса фон Триера девушка отдает свою жизнь – в буквальном смысле, в фильме «Рассекая волны», - чтобы любимый человек выжил. И даже проституткой становится, будучи чистой, как ангел, по его требованию… Многие этого не поняли. Как сейчас иные не поняли жертвы вашей героини.

- Да, и та история, триеровская, и моя – история безоговорочной, жертвенной, ничего не просящей взамен, любви. В этом все дело. И когда меня спрашивают, не из «дикости» ли здешних нравов главная героиня поступает таким образом, не потому ли, что «не уважает» себя, мне становится как-то…

- Не по себе?

- Да нет, немного странно это слышать. Это ведь фильм не об экзотических нравах, не о дикости и докультурных формах существования, наоборот – о высшей жертве любви, о самоотречении. Что же касается места, почему я выбрал именно этот остров, то это чисто случайно. Тем более что история – реальная: какая-то женщина из этих мест и вправду нашла своему мужу девушку, девушка же потребовала, чтобы жена ушла, когда она родит, и мужчина был вынужден подчиниться.

- Здесь интересовались, повсеместная ли это практика для племени Тави-Тави? И бесплодные женщины племени добровольно отказываются от своих мужей, то и дело подыскивая им других, плодных?

- (улыбается). Вы правильно уловили: нет, конечно. Случай этот совершенно уникальный, как и история Бесс у Триера. Если бы это было традицией, я бы кино об этом не снимал.

- Ну да, тогда бы вы работали бы не в кино, а для компании Discovery…

- Да, так и есть. И потом, знаете, вот еще что… Многим кажется, что мы многого достигли: права женщин уважаются, и я, разумеется, не против этого, человек – так считается - должен быть индивидуалистом, думать прежде всего о своей выгоде… Называемой чувством собственного достоинства. Однако – возможно, звучит это парадоксально – мне-то как раз кажется именно такой, прагматичный подход более примитивным, нежели выбор моей героини.

- Понятно…

- Надеюсь… Очень рассчитываю, что зритель поймет меня правильно: именно в том ключе и диапазоне, в каком я и задумывал эту картину..

- А это зависит от уровня зрителя.

- Я снимаю для всех: моя цель быть услышанным каждым, у кого сердце открыто.

- Заметно, что вы снимаете ручной камерой, подвижной,- то есть так, что на самом деле ничего незаметно, как будто находишься внутри этого мира. Причем безо всякого там 3D… Как это сделано? Невероятно просто!

- Тремя камерами. Одиссей Флорес, мой постоянный соавтор, оператор, мы с ним давно работаем, у нас сложившийся тандем, умеет работать в духе особого правдоподобия, я бы так это назвал. Магия, о которой вы говорите – во многом его заслуга. Он проникает в плоть жизни, внутри нее существует, живет как бы вместе с камерой…

- Камера как продолжение его глаза?

- Можно и так сказать.

- Это чувство кино, которое от природы человеку свойственно, как думаете? Или несвойственно? Тут есть в жюри один режиссер, он просто беспощаден к тем, кто снимает театр на пленку: ему подавай чистый кинематограф.

- Вы знаете, я ведь не теоретик: я самоучка, начал снимать в 44 года. Снимал, правда, рекламу, ролики, кое что по мелочи до этого.

- Вы?! Рекламу?

- Вы правильно изумляетесь: я действительно со своим другом Флоресом делаю все возможное, чтобы отойти от чистой, гламурной картинки, ни в коем случае не сделать «красиво» и нарочито: жизнь должна быть зафиксирована на пленке как живой процесс, а не как фото из роскошного журнала.

- Это и есть – суть кино? Как думаете?

- Я никогда ни о чем таком не думаю... Я думаю и живу во время съемок, подчиняясь исключительно внутреннему чувству, интуиции. И не теоретизирую никогда, поверьте…

- Поразительно. Ну а драматургия – она же у вас крепкая, как кремень! Это же, должно быть результатом – так , по крайней мере, в Европах учат, - школы, проработки, изучения поведения персонажей, их логики и прочего. Разве нет?

- Не знаю.

- Трудно даже поверить…

- Клянусь. Не знаю. Я только чувствую, ЧТО должен сделать персонаж и КАК он должен поступить – больше ничего не знаю.

- Откуда же в ваших фильмах такая универсальность? Понятная в любом конце земного шара?

- Тоже не знаю. В общем, я ничего не знаю. Уж извините…

- Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Все вцепились во вторую часть изречения: «ничего не знаю», Между тем, философы говорят, что нужно обратить внимание на первую часть: акцент на том, что ОН ЗНАЕТ. Это важно сейчас для нашего с вами разговора… Да?

- Я понял. Спасибо. Будем считать, что Я ЗНАЮ, что ничего не знаю, Возможно – вы правы – в этом мое спасение.       

Фотографии Анастасии Грищенко

Тасбулатова Диляра Грищенко Анастасия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).