будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 10, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Буржуазки и суфражистки

Буржуазки и суфражистки
kirill_kobrin_98

Одна из серий великого, не побоюсь это сказать, фильма «Дживс и Вустер» открывается следующей сценой. Берти Вустер, оставленный своим верным слугой на день-другой, пытается заварить себе чай. На кухонном столе – гигантская книга, сверяясь с которой, он совершает следующие действия: лезет в шкафчик, достает жестянку с чаем, находит чайник, наливает туда воду, ставит его на огонь. Берти крайне сосредоточен, он шевелит губами, листает свой талмуд – пока звонок в дверь не отвлекает его от этого занятия. Приход гостя срывает чаезаваривание – вода выкипела, ручка чайника перегрелась, все ужасно. Впрочем, Берти Вустер не остался-таки без живительной для истинного англичанина влаги: непревзойденный Дживс появляется в самый нужный момент, для того, чтобы напоить чаем своего бессмысленного хозяина и его еще более бессмысленного гостя.

            Так что это за книга, с которой сверял каждый этап своего трудового подвига Берти Вустер? Конечно же -- известная некогда каждой островной хозяйке The Book of Household Management Comprising information for the Mistress, Housekeeper, Cook, Kitchen-Maid, Butler, Footman, Coachman, Valet, Upper and Under House-Maids, Lady’s-Maid, Maid-of-all-Work, Laundry-Maid, Nurse and Nurse-Maid, Monthly Wet and Sick Nurses, etc. etc. – also Sanitary, Medical, & Legal Memoranda: with a History of the Origin, Properties, and Uses of all Things Connected with Home Life and Comfort, этот шедевр удивительной и несчастной миссис Изабеллы Мэри Битон. Надо сказать, объем сочинения – под стать длине оригинального его названия: первое издание руководства образцовой жены, матери и хозяйки насчитывало 1112 страниц, на которых усердный читатель (а какой еще может быть читатель у такой томины?) обнаруживал 2751 главку и более 900 рецептов. Под укороченным названием Mrs. Beeton's Household Management («Книга миссис Битон о ведении домашнего хозяйства») сей образец старых-добрых викторианских нравов выдержал множество переизданий, попав в тридцатые годы прошлого века в холостяцкую квартирку Берти Вустера (наверняка, в качестве собственности мистера Дживса), а в начале двухтысячных – в семейную кухню писателя Джулиана Барнса, который в одном из эссе отдал ей должное в перечне поваренных пособий, которые имеют право на должное место между холодильником и кастрюлями. Несмотря на конец викторианства, краткий расцвет эдвардианства, на крах идеалов после первой мировой войны, «красные тридцатые», «рассерженные шестидесятые», несмотря на сексуальную, наркотическую, феминистскую революции, торжество политкорректности и мультукультурализма, несмотря на то, что половина населения Британии вообще не представляет иную домашнюю гастрономию, кроме размороженной в микроволновке супермаркетовой дряни; в общем – несмотря на пропасть, разделяющую нас с временами Диккенса, Дарвина и Маркса, творение миссис Битон живо как никогда. Рядом с лэптопом, по клавиатуре которого бегают сейчас мои пальцы, лежит та самая Mrs. Beeton's Household Management, выпущенная Wordsworth Reference,  издательством, специализирующимся на справочной литературе. Над лэптопом – полочка со словарями, на ней почетное место занимают еще два продукта Wordsworth – пухлый Dictionary of Phrase and Fable и совершенно необходимый Dictionary of British Social History (подзаголовок: «Иллюстрированный путеводитель по социальному гобелену Британии»). Этими книгами я пользуюсь часто, очень часто, что красноречиво говорит о качестве книг, выпущенных в «Вордсворте», не так ли?

            Но вернемся к труду всей недолгой жизни Изабеллы Мэри Битон (в девичестве Мэйсон). В моем издании – все те же 1112 страниц, что делает честь вкусу и такту издателя. На странице 826 обнаруживаю главку «Заварить чай», которую в припадке домовитости изучал Берти Вустер. Начинается она издевательски для нашего аристократа -- в этом-то и намек, сделанный авторами экранизации книг Вудхауза: «Для того, чтобы заварить чай, нужно не очень много умения; если вода кипит, а в ароматных листьях нет недостатка, то напиток почти неизбежно получится хорош». Как мы видим, очаровательный идиот Берти умудрился опровергнуть эту нехитрую максиму – чайник кипел, чая в жестянке сколько угодно, а чаепитие все равно пришлось устраивать слуге. Еще один ласковый выпад в адрес выродившейся английской аристократии, которая чем нелепее, тем милее. В этом и состоит великая сила искусства: наслаждаться, наблюдая за тем, как за слабоумным милягой присматривает гений житейских комбинаций, и за тем, что из этого выходит. Другая, обратная, мрачная версия все тех же самых отношений джентльмена и камердинера (или, как говаривал все тот же Дживс, «джентльмена и джентльмена джентльмена») – фильм Джозефа Лоузи «Слуга» (1963 год). В нем, усилиями сценариста Гарольда Пинтера и актера Дирка Богарда, ничем не выделяющийся роман Робина Моэма превращен в историю о том, как морлоки с социальных низов подчиняют себе мир легкомысленных, слабых господ, этих новейших элои. Надо иметь в виду, что книга Моэма – явный ответ на сверхпопулярные сочинения о Дживсе и Вустере; в свою очередь, в 1980-е телеэкранизация вудхаузовской саги сделана с учетом фильма Лоузи. Самое время вспомнить, как на отношения господ и их личных слуг смотрела на рубеже 50-60-х годов позапрошлого века миссис Битон: «”Никто не может быть героем в глазах собственного слуги”, - гласит пословица… Слабости человеческой натуры, возможно, слишком многочисленны и в равной степени слишком разнообразны, чтобы выдержать серьезное дотошнейшее испытание, которое слуги имеют все возможности устраивать хозяевам». Такова расхожая немезида общества сословного и имущественного неравенства.

            Изабелла Мэри Мэйсон родилась в буржуазной семье в Лондоне, воспитывалась матерью и отчимом Генри Дорлингом, разбогатевшим на устройстве знаменитых скачек в Эпсоме. Она закончила школу в Гейдельберге, была прекрасной пианисткой-любительницей, в 20 лет вышла замуж за издателя Сэмюэля Орчарта Битона, родила четырех сыновей, двое из которых умерли в младенчестве, а последний оказался роковым для матери – она скончалась от послеродовой горячки 6 февраля 1865 года, в возрасте 28 лет. Тексты, составившие ее книгу, юная миссис Битон принялась печатать в периодике ровно сто пятьдесят лет назад, в 1859 году, когда ей было всего двадцать три. Вдовец Битон протянул после смерти жены 12 лет, продав права на сочинение покойной жены, чтобы спастись от банкротства. В XX веке феминистки назвали «Книгу миссис Битон о ведении домашнего хозяйства» памятником семейного рабства. Впрочем, три года назад на БиБиСи появился телесериал «Тайная жизнь миссис Битон», в котором содержался намек на то, что Изабелла Мэри на самом деле была провозвестницей борьбы женщин за свои права.

            И еще один феминистский сюжет, связанный с миссис Битон. В 1913 году на основанных ее отчимом скачках в Эпсоме суфражистка Эмили Дэвисон бросилась под копыта беговой лошади короля Георга V. Низвергнутый на землю жокей Герберт Джонс отделался легким испугом. Дэвисон получила тяжелые увечья и скончалась через несколько дней. Джонс покончил с собой 38 лет спустя.

            P.S. Учительница Эмили Дэвисон примкнула к движению за равноправие женщин в 1906 году. Она явно предпочитала словам - действия, и уже через несколько месяцев с кулаками набросилась на человека, которого приняла за министра финансов Дэвида Ллойд Джорджа. В тюрьме Strangeways (и правда, странны пути твои, о Господи!) Дэвисон объявила голодовку и была подвергнута насильственному кормлению. В другой тюрьме во время конвоирования она бросилась в лестничный пролет, но осталась жива, упав на натянутую там железную сетку. Во время переписи населения 1911 года Дэвисон забралась в Вестминстерский дворец и провела там ночь, спрятавшись в шкафу, чтобы в написать в опроснике в графе «место жительства» - «Палата Общин». Два года спустя, перед роковой поездкой на скачки в Эпсоме, она подложила бомбу в только что построенную усадьбу Ллойд Джорджа в Суррее. Как писали газеты, дом довольно сильно пострадал в результате взрыва.

            P.P.S. В 1919 году вышла в свет «Кулинарная книга Женского Института города Крикьетт, включающая рецепты любимых блюд премьер-министра Дэвида Ллойд Джорджа». В 1974 году она была переиздана в Кардиффе, а еще тридцать лет спустя я купил ее в букинисте в валлийском городе Абериствит за пятьдесят пенсов. В предисловии некоей миссис Бобби Фримен читаем: «Можно только представить то восхищение, с которым леди из Женского Института Крикьетта составляли этот сборник рецептов».

См. также другие тексты автора:

  • Дорога в ад
  • Гордыня и предубеждение
  • Эдвардианский рокайль зла
  • Столпы общества
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).