будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Мамаладзе Майя

«Быть иль не быть – вот два вопроса»

«Быть иль не быть – вот два вопроса»
gamno
newdramafest.ru

 Вот уже пятый год театральный сезон в Москве открывает фестиваль «Новая Драма» — баламут духа внешне пристойного театрального благолепия столицы. Вслед за ним следует, старший по возрасту фестиваль NET, а в этом году еще перед NETом стартует его новорожденный собрат «Территория» — фестивали, также волнующие мейнстримное течение театрального процесса в столице. А после них  все вновь следует путем — режиссеры ставят великих предшественников, давно покойных, и даже если они не обращаются с подобающим почтением с первоисточником, критика им всегда укажет на место. Ну, а автор не восстанет из гроба и не осудит зарвавшегося.    

А от фестиваля «Новой Драмы» никогда не известно, чего ожидать. Мало того, что поначалу он знакомил с незнакомыми никому,  так и с живыми еше авторами. А как с прошлого года зарубежные постановки подвели под общий конкурс, так фестиваль на пару с NET-ом стал представлять все более диковинных заморских режиссеров и актеров,  которых даже театральному критику на первый взгляд не узнать, если ранее и видел. Так, в прошлом году как зрители в большинстве, так и столичная пресса прозевала, что ведущим актером исландского спектакля «Дрейф» был Ингвар Сигурдссон, игравший в знаменитом фильме Фридрика Тора Фридрикссона «Ангелы вселенной» и признанный лучшим европейским актером 2000-го по результатам голосования киноманов в Интернете.

В этом году тенденция неожиданности происходящего на фестивале «Новой Драмы»  прогрессирует. Неизвестное проявляется даже в известном. Кто бы мог подумать, что вдумчивая театральная держава Польша, родина Гротовского и Кантора, интересуется «грубыми и неотесанными» новодраматическими текстами. Серьезные театроведы и слависты Андрей Москвин и Агнешка Пиотровская переводят тексты Вырыпаева, Костенко и Вартанова,  поставили их во Вроцлаве и Лодзе, и маленький вроцлавский театр «Ад Спектаторес» побратался с самым независимым московским Театром.doc (в спецпрограмме была показана их совместная лаборатория).  Сюрпризом было увидеть в участниках Татьяну Фролову, режиссера из Комсомольска-на-Амуре, более знаменитую в Нанси, на фестивале современных театральных направлений «Пассаж», чем в Москве. Увидеть постановки Мартина МакДонаха пермского театра «У моста», первым открывшего России ирландского драматурга, который отныне  грозит заполонить отечественные подмостки. Неожиданностью был  «Не Hamlet» Андрея Могучего, более востребованного в другом французском городе, Ницце (где его спектакли финансирует фестиваль русского искусства), чем у себя в родном городе Санкт-Петербурге (в котором у него нет своего здания для театра). 

Режиссер Могучий, всегда благосклонно принимаемый Москвой как автор вдумчивых и глубоких работ по серьезным текстам на тебе, вдруг выбрал «Дисморфоманию» Владимира Сорокина, в которой писатель крайне вольно обошелся с пьесами Вильяма нашего Шекспира. И мало того,  Сорокин, с которым сравнивают не одного автора Новой драмы, сам претендующий в определенных кругах на звание «литературного хулигана», обвинил Могучего в искажении первоначального  замысла автора, и угрожал дойти до суда! Таким образом, «случай не-Гамлета» на «Новой Драме» зашкаливает по части невероятности и грозит перерасти в откровенный скандал.  

А между тем, отличившиеся участники фестиваля опять-таки еще и конкурсанты, и это обстоятельство подогревает ажитацию. О каких фаворитах на сегодняшний день можно говорить? Конечно, о  «Снах» в «Ад Спектаторес». Этот текст некогда был написан и поставлен в Театре.doc Иваном Вырыпаевым до изгнания его труппы из родного ему Иркутска  как «вербатим» в среде наркоманов. Пьеса изначально «подозрительно» не походила на прямую речь и содержала явные признаки авторского высказывания.  Во Вроцлаве Агата Кучиньска представила «Сны» в куклах. Сама смастерила их и сценографию, выступила кукловодом, прочитала текст. Игрушечные наркоманы оказались малютками величиной с ладонь, с небольшой головой и совсем уж невесомым туловищем, более похожим на забинтованную проволоку, помещенными в стеклянные кубы, как пациенты в «боксы» клиники. Поэтому их болезненные фантазии выглядели как бредом, так и грезами отравленных ангелов.  

В отличие от «Большой жрачки», ныне уж снятого с репертуара легендарного в среде сторонников Новой драмы треш-спектакля Александра Вартанова, которая представлена была той же труппой из Вроцлава и смотрелась в Москве вполне достойно, в отличие от показанной  с успехом в июне театром Николая Коляды в ЦИМе,  «Клаустрофобии» Константина Костенко старательно, но без огня поставленной лодзенским Театром Стефана Ярача,  вроцлавские «Сны» были тем самым случаем, когда постановка последователей была лучше авторской премьеры.

В фаворитах же конкурсной гонки упомяну «Мою маму» Татьяны Фроловой, театр КНаМ из Комсомольска-на-Амуре. Парадоксально, что исповедальность этой постановки вступала в конфликт с ее же документальностью. Достоверность видеоряда, в котором подлинность объектов не подвергается никакому сомнению, ведь была, тем не менее, материалом, предоставленным от единственного субъекта. Режиссер, в этом спектакле и исполнительница, говорила лишь от первого лица:  «моя» мама, «мое» детство, «мое» пережитое. Знаменательно, что из мира этих двух уникальных женщин почти вычеркнуты были их мужчины, и разговор о них лишь редко заходил тогда, когда дело касалось обеих. Появление покойной матери в небольшом домашнем видео, снятом еще при ее жизни, выглядело как  явление великой актрисы. И наказ ее «а теперь, дочка, покажи это по телевизору»  и был основным импульсом, что превращал исповедь героини в акт художественного творчества.      

Удачей назову «Требуется барабанщик» Ричарда Максвелла, культовой фигуры офф-Бродвея, к сожалению, спектакль был мало понят московской публикой. Кстати, два отличных американских актера представили в нем свой вариант  «позиции ноль» -  используемой в Театре.doc, за коей подразумевается игра актеров, не проявляющая ни наружной эмоции, ни какого-либо отношения к собственному персонажу. Грубо говоря, актеры ничего не играют. Зато включается воображение и ассоциативный ряд у зрителей. 

Безусловный фаворит конкурсной гонки «Не Hamlet» Андрея Могучего. «Дисморфомания» Сорокина представляет свой «постмодернистский вариант» пьес Шекспира, как результат спектакля разыгранного психически больными людьми в доме умалишенных. Прием весьма избитый как драматургами – например, вспоминается «Марат/Сад» П.Вайса, так и режиссерами – вспоминается «Мастер и Маргарита» Коршуноваса. Могучий интерпретировал пьесу Сорокина как результат розыгрыша лотереи, заставившей обычных зрителей выйти на сцену и играть в театр. Надо сказать, розыгрыш «лотореи» оказался реально розыгрышем.  Либабов (бывший «Лицедей»блистательно игравший роль конферансье ) тащил актеров спектакля в качестве победителей лотереи  столь аутентично, что провел, к примеру, меня, опытного зрителя на театре, как воробья на мякине.  Актеры играли «дилетантов» виртуозно, нигде они не умеют так искрометно валять дурака и возводить в высокое искусство актерский капустник, как в спектаклях Могучего. 

Незабываемо прозвучало и сорокинское «быть иль не быть – вот два вопроса». И мы поставим эти вопросы относительно будущих призеров фестиваля «Новая Драма».  В конце концов, есть же в программе «Док.тop» по документальной пьесе Елены Исаевой режиссера Владимира Панкова, создателя уникального саундтеатра, где звук зачастую обгоняет слово. И его же «Переход» на тексты современных драматургов. Об этих спектаклях Панкова немало написано. А фестиваль, меж тем, продолжается. Оба ответа, даже более двух, даст нам жюри, они назовут 24 сентября, кем быть лучшими по части новации в драматургии. Остается только отметить, что спецпрограмма в этом году, в отличие от прошлого, на высоком уровне.  Ходите на нее все, кто желает проникнуть в лабораторию Новой драмы.
              


 

Мамаладзе Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).