Уже второй месяц новый клуб "Ikra" терроризирует столицу громкими именами. Управляющий клуба Игорь Тонких объявил о том, что расписание "Икры" будет максимально приближено к расписанию европейского клуба, и уже первый месяц работы подтвердил это: клуб открывался известными финнскими электронщиками Aavikko, затем - концерт Jay Jay Johanson - "альтернативной" поп-звезды и Гийермо Скотта Херрена (Prefuse 73, Savath & Savalas, Delarosa & Asora) - известного музыканта и ди-джея, экспериментирующего с хип-хопом и стилем IDM ("интеллектуальной танцевальной музыкой).
Николай Олейников, пиар-директор "Икры" рассказал Сергею Голикову о планах и политике клуба, музыкальной утонченности, искусственном мехе в картинных рамах и марксистской теории развития клубной культуры.
Расписание концертов клуба “Ikra” на апрель выглядит как настоящая провокация: Mad Professor, Jay-Jay Johanson, Richard Galliano....
Да, для Москвы это очень серъезно. Для Парижа это может и нормально, для Лондона - более или менее сносно, а здесь это просто невообразимо: клуб открывается группой Aavikko, потом мировая поп-звезда Йохансон, потом Скотт Херрен, Стас Барецкий, группа Salvador, которая не имеет ни одного радийного хита в России, но является на сегодя одной из наиболее заметных новых европейских рок-групп. Григорий Гольденцвайг и Игорь Тонких расчитывают на определенную аудиторию, которой в этом городе может набраться 500-600 человек легко, как уже было доказанно несколькими концертами, а то и под тысячу.
Расскажи о команде клуба, потому что Игоря Тонких, например, знают не все, хотя всем известны, наверное, FEELEE Records и FEELEE Promotion...
Да, Игорь Тонких - директор FEELEE, когда-то стоял у истоков Горбушки, а также очень многое сделал для развития русского рока в свое время. Это был человек, который как бы со стороны поддерживал движение. Теперь Игорь не менее успешно работает в клубной ипостаси. А Григорий Гольденцвайг, который раньше работал в “Афише”, где вел рубрики “клубы” и “концерты”, прекрасно разбирается в музыке и имеет огромное количество связей. Поэтому стало возможным воплощение такой серьезной программы.
Гриша давно хотел открыть свой клуб. С одной стороны, понятно, у клуба есть определенные учредители, имен которых я не знаю, да это и не важно, но лица клуба - это Тонких и Гольденцвайг. Про себя на музыкальной карте Москвы я ничего сказать не могу, так как меня знают в других кругах - я являюсь левым художником, вхожу в состав рабочей группы “Что делать?” и часто выставляюсь на различных выставочных площадках. Я занимался двумя клубами в Нижнем Новгороде, откуда я родом, которые за последний год обрели известность за рамками города - московская художественная и артистическая тусовка хорошо знает и “Буфет” и “Безухов”, где я был арт-директором. В Москву я приехал специально для работы в “Икре”, во многом потому, что Игорь и Гриша руководстствуются близкими мне принципами поиска “атмосферообразующей” публики.
Предполагает ли новый клуб именно подготовленную музыкально и интеллектуально публику?
Я бы сказал даже, что важный фактор - это наличие утонченного музыкального вкуса, при этом утонченность может проявляться самым жетским образом - вот например Стас Барецкий - утонченный сочинитель? Или он брутален и груб, как пытается показать себя на сцене? Я думаю, что все таки утонченный и эта утонченность видна тем, кто в теме. Именно для тех кто в теме и создавалось это пространство. в котором есть несколько разделенных секторов - лаунж-бар, ресторан с малой сценой и большой концертный зал.
Малый зал у нас заточен под театральные кураторские проекты - более камерные. Планируется, что Лена Ковальская будет делать здесь посиделки по понедельникам, когда все театры закрыты - люди которые не могут жить без театра будут стекаться к вечеру сюда и участвовать в забавных сиюминутных перфомансах.
По какому принципу будет составляться основная программа и список иностранных музыкантов?
Что касается иностранных артистов, то здесь будет царить откровенная местечковая вкусовщина Гриши и Игоря, которой можно доверять и принимать, даже не анализируя, и перед которой можно просто преклняться. То есть программа исключительно авторская, причем будет еще несколько кураторских музыкальных проектов, так же отданных на растерзание специалистам в своих областях. Танцевальные ночи - Юле Юденич и Антону Аршанице, которые привозят своих друзей со всей России и окрест, людей которые работают в жанре tech-house. При этом в их авторский выбор также не вмешивается никто абсолютно.
Еще у нас будут видео-вечера, или скорее видео-ночи, которые будут называться “Антивидео” - когда видеоарт будет переноситься в пространство более обжитое клубной публикой и будет показывать новые возможность визуального искусства. Этим занимается Катя АntiShanti, которая также работает для государственного центра современного искусства. У нее тоже огромное количество друзей-виджеев в Риге, и в Москве и много где еще. Ее авторский кураторский проект уже вписан - можно похвастаться - в официальную программу “Фотобиеннале”!
Для более стандартных визуальных станковых искусств в клубе, конечно, нет пространства, но это служит еще одним доказательством того, что если искусство хочет быть ближе к народу, оно должно быть более динамичным.
Гланая наша задача - соблюдать рубеж между высоким творчеством и тем, что становится откровенным ширпотребом.
Насыщенное гламурное оформление клуба, похоже, сделано с иронией?
Конечно, к этому нельзя относиться серьезно! Это то самое направлние которое на сегодня мне кажется наиболее продуктивным и есть смысл, так сказать, всячески осмысливать его - получается что это не глэм, а глэм-трэш - все это абсолютно иронично и созданно замечательными ребятами из Питера - знаменитый “Клуб речников”, ответвленириями которого являются “Мастерские речников” - они делали такие клубы как Fish Fabrique в Питере, берлинские “СССР” и “Bastard”. Дизайнер, работавший над “Икрой” - Денис “Хомяк” - живет сейчас то в Берлине, то в Москве.
Вокруг “Икры” уже распространяется небезоснователььная легенда о том, что большая часть этого интерьера была просто привезена из Берлина, вплоть до обоев, светильников, бахромы, краски для стен, изображений Мадонны в золоченых рамах. Гриша Гольденцвайг и Хомяк мотались по берлинским магазинам, облазили весь Кройцберг и фактически в чемоданах довезли большую часть того, что мы здесь видим.
У нас невозможно купить все эти вещи?
У нас это достать просто нереально! Нужны либо совсем трешовые места, типа городской рынок в Уланбаторе, либо Берлин. Насколько я понимаю, в Москве можно для этого интерьера добыть гвозди и, может... стеклопакет!
В последнее время не принято “заморачиваться” на тему интерьера - клубы формата “ОГИ” и “Китайского Летчика”....
Да, это кстати тоже очень хороший вариант - когда можно отдохнуть в голых стенах, но я думаю, что и для этого интерьера найдется духовный... ээ.... духовка для нетленки, короче, найдется стопудово!
Это сразу задает настроение - люди, приходя в наш клуб, попадают в ситуацию, когда невозможно не рассмеяться - весь этот искусственный мех в картинных рамах, камин, тоже с красным мехом... и человек, который отнесется к этому серьезно - над ним можно только улыбнуться, и если он говорит, что “у вас мех в картинах слишком дешевый”, то ясно, что человек этот просто не туда попал. Какие то штучки должны быть принципиально и откровенно пластмассовыми, а какие то вещи - очень дорогими...
Приглашенные музыканты... клуб как-то подстраивается под европейские туры или артист целенаправленно приглашается?
Да, в большинстве случаев музыканты специально выписываются для концерта в нашем клубе. Ааvikko, например, давали последний концерт в Питере полмесяца назад, и это тоже никак не подгонялось под европейское турне.
Ну, Aavikko, - это заслуга Григория, наверное, ведь он и “Ночь независимости” организовывал...
Конечно, он очень хорошо знает финнскую сцену, очень хорошо владеет финнским языком, в этом случае он, как говорят англоговорящие люди, mastered. Когда речь идет о скандинавских артистах, Грише нет равных... так что фактически клуб открывался друзьями.
Вот сейчас Гриша мне показывает несколько новых проектов, из разряда “немажорных” групп, к сожалению, я пока не могу раскрыть имена, но это абсолютно точно стоит того, чтобы услышать в Москве. Могу сказать только, что это будут гости из Бостона, так что... планов громадье, останавливаться не получится, запуск ракеты состоялся.
На апрель - из того, что уже известно и подтверждено - много известных проектов: Пятница, Sons and daughters, Фестиваль французского джаза совершенно потрясающий - Ришар Гальяно, Жульен Луро... да не обидится Бутман, что все это происходит не у него... хотя у нас не было целью создать конкурренцию какому-то из московских клубов.
Ясно, что и мы не можем сделать все то, что нам хочется, и Бутман не может взяться за все проекты, которые ему предлагают, хотя, я думаю, что процентов шестьдесят из этого ему действительно было бы интересно сделать. И “Точка”, и “Б2”, и “16 тонн” также не могут вобрать в себя все что им бы хотелось.
Хотя это очень мощные конкурренты, мы работаем с ними в одном поле, так что нет смысла идти на прямой конфликт, скорее стоит идти на прямой контакт и проводить в дальнейшем совместные фестивали.
Если говорить о клубах - ведь и Москва и Питер, не говоря уже о других городах, еще совершенно ненасыщены клубами...
Абсолютно ненасыщены! Но тут вопрос в том, что уникальных идентичностей у нас может быть несколько. Тогда как в городах, где больше людей и больше клубов, и где сама клубная культура развита, почти нет этих уникальных идентичностей, и совершенно нет никакой возможности занять свою нишу, например, в Лондоне, потому что там есть все и в таких количествах, что не снилось ни Москве, ни Петербургу.
Есть например огромное количество локальных клубов, созданных, условно говоря, под конкретный двор, куда никто из иностранцев носу не показывает, и если вдруг кто-то из них попадает туда, то думает - все, в Лондоне может быть только это!
Наверное Лондон не самый удачный пример, потому что количество групп там, как и в остальной Англии, просто зашкаливает...
Можем взять в пример тот же Берлин, хотя сами немцы считают себя провинциалами по отношению к тем же англичанам, а англичане - по отношению к нью-йоркцам... но и в самом Нью-Йорке есть такие же проблемы!
Как мне говорил Игорь Тонких, клуб планирует каждую неделю устраивать концерты известных западных музыкантов. И кажется, пока все идет как намечено... Почему, например, такие крупные клубы как “Б2” не могли себе позволить такую роскошную программу?
Я думаю, тут речь идет не о товаре и цене, а об амбициях. Более того, люди скоро привыкнут к этому месту, и их потребности, по Марксу, будут возрастать. В какой то момент просто концерта Йохансона уже будет не достаточно.
Скорее всего уже в ближайшее время в Москве появится клуб с аналогичной репертуарной политикой - если что-то экстраординарное появляется, то сразу же появляется его клон - так всегда развивается капитал, эти закономерности еще в конце 19 века были прописаны. Будут свои отличия, но репертуарная политика будет направлена в то же русло. А еще через какое-то время таких клубов будет появляться все больше и больше. Тогда у человека и у клуба, который стоял у истоков течения встанет вопрос: каким образом развиваться дальше, чтобы отстроится от огромного количества клонов, а он просто обязан отстраиваться, и тут мы будем прилагать все усилия, чтобы оставаться единственными в своем роде как можно дольше.
А не боитесь за какой-то определенный период истощить кошельки меломанов?
Публика все-таки сегментированна. Одна ее часть настроенна на то, чтобы за двести рублей придти ночью посмотреть видео и потанцевать, другая - на то, чтобы раз в месяц отдать за концерт Йохансона тысячу две или три и потом дожидаться, например, Бобби МакФеррина или еще кого-нибудь подобного уровня... А третья часть публики будет приходить на музыкально интересные проекты - известные очень локально, например, только в Бостоне или в Гамбурге - проекты, интересные как музыкальные инновации.
Какую публику, например, вы видите на Фестивале французского джаза?
Тут как раз очень интересный момент: могут придти сибаритсвующие граждане за шестьдесят с сединой в висках и холеными ногтями, а может придти джинсовая аудитория, которой реально нравится эта музыка, но таких немного. Получается, что аудитория клуба делится не по возрастной или социальной или финансовой категории, а по категории вовлеченности в музыкальную жизнь и определенной музыкальной подготовленности.
Тоже самое и с икрой, как с продуктом. Икра - это олицетворение не чего-то заоблачно дорогого, а такого, к чему человек пристрастился, что понял на вкус. Точнее, наоборот - сначала попробовал, понял на вкус и пристрастился.