будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура

Caviar!? Ikra!

Уже второй месяц новый клуб "Ikra" терроризирует столицу громкими именами. Управляющий клуба Игорь Тонких объявил о том, что расписание "Икры" будет максимально приближено к расписанию европейского клуба, и уже первый месяц работы  подтвердил это: клуб открывался известными финнскими электронщиками Aavikko, затем - концерт Jay Jay Johanson - "альтернативной" поп-звезды и Гийермо Скотта Херрена (Prefuse 73, Savath & Savalas, Delarosa & Asora) - известного музыканта и ди-джея, экспериментирующего с хип-хопом и стилем IDM ("интеллектуальной танцевальной музыкой).

Николай Олейников, пиар-директор "Икры"  рассказал Сергею Голикову о планах  и политике клуба, музыкальной утонченности, искусственном мехе в картинных рамах  и марксистской теории развития клубной культуры.

Расписание концертов клуба “Ikra” на апрель выглядит как настоящая провокация: Mad Professor, Jay-Jay Johanson, Richard Galliano....

Да, для Москвы это очень серъезно. Для Парижа это может и нормально, для Лондона -  более или менее сносно, а здесь это просто невообразимо: клуб открывается группой Aavikko, потом мировая поп-звезда Йохансон, потом Скотт Херрен, Стас Барецкий, группа Salvador, которая не имеет ни одного радийного хита в России, но является на сегодя одной из наиболее заметных новых европейских рок-групп. Григорий Гольденцвайг и Игорь Тонких расчитывают на определенную аудиторию, которой в этом городе может набраться 500-600 человек легко, как уже было доказанно несколькими концертами, а то и под тысячу.

Расскажи о команде клуба, потому что Игоря Тонких, например, знают не все, хотя всем известны, наверное, FEELEE Records и FEELEE Promotion...

Да, Игорь Тонких - директор FEELEE, когда-то стоял у истоков Горбушки, а также очень многое сделал для развития русского рока в свое время. Это был человек, который как бы со стороны поддерживал движение. Теперь Игорь не менее успешно работает в клубной ипостаси. А Григорий Гольденцвайг, который раньше работал в “Афише”, где вел рубрики “клубы” и “концерты”, прекрасно разбирается в музыке и имеет огромное количество связей. Поэтому стало возможным воплощение такой серьезной программы.

Гриша давно хотел открыть свой клуб. С одной стороны, понятно, у клуба есть определенные учредители, имен которых я не знаю, да это и не важно, но лица клуба - это Тонких и Гольденцвайг. Про себя на музыкальной карте Москвы я ничего сказать не могу, так как меня знают в других кругах - я являюсь левым художником, вхожу в состав рабочей группы “Что делать?” и часто выставляюсь на различных выставочных площадках. Я занимался двумя клубами в Нижнем Новгороде, откуда я родом, которые за последний год обрели известность за рамками города - московская художественная и артистическая тусовка хорошо знает и “Буфет” и “Безухов”, где я был арт-директором. В Москву я приехал специально для работы в “Икре”, во многом потому, что Игорь и Гриша руководстствуются близкими мне принципами поиска “атмосферообразующей” публики.

Предполагает ли новый клуб именно подготовленную музыкально и интеллектуально публику?

Я бы сказал даже, что важный фактор - это наличие утонченного музыкального вкуса, при этом утонченность может проявляться самым жетским образом - вот например Стас Барецкий - утонченный сочинитель? Или он брутален и груб, как пытается показать себя на сцене? Я думаю, что все таки утонченный и эта утонченность видна тем, кто в теме. Именно для тех кто в теме и создавалось это пространство. в котором есть несколько разделенных секторов - лаунж-бар, ресторан с малой сценой и большой концертный зал.

Малый зал  у нас заточен под театральные кураторские проекты - более камерные. Планируется, что Лена Ковальская будет делать здесь посиделки по понедельникам, когда все театры закрыты - люди которые не могут жить без театра будут стекаться к вечеру сюда и участвовать в забавных сиюминутных перфомансах.

По какому принципу будет составляться основная программа и список иностранных музыкантов?

Что касается иностранных артистов, то здесь будет царить откровенная местечковая вкусовщина Гриши и Игоря, которой можно доверять и принимать, даже не анализируя, и перед которой можно просто преклняться. То есть программа исключительно авторская, причем будет еще несколько кураторских музыкальных проектов, так же отданных на растерзание специалистам в своих областях. Танцевальные ночи - Юле Юденич и Антону Аршанице, которые привозят своих друзей со всей России и окрест, людей которые работают в жанре tech-house. При  этом в их авторский выбор также не вмешивается никто абсолютно.

Еще у нас будут видео-вечера, или скорее видео-ночи, которые будут называться “Антивидео” - когда видеоарт будет переноситься в пространство более обжитое клубной публикой и будет показывать новые возможность визуального искусства. Этим занимается Катя АntiShanti, которая также работает для государственного центра современного искусства. У нее тоже огромное количество друзей-виджеев в Риге, и в Москве и много где еще. Ее авторский кураторский проект уже вписан - можно похвастаться - в официальную программу “Фотобиеннале”!

Для более стандартных визуальных станковых искусств в клубе, конечно, нет пространства, но это служит еще одним доказательством того, что если искусство хочет быть ближе к народу, оно должно быть более динамичным.

Гланая наша задача - соблюдать рубеж между высоким творчеством и тем, что становится откровенным ширпотребом.

Насыщенное гламурное оформление клуба, похоже, сделано с иронией?

Конечно, к этому нельзя относиться серьезно! Это то самое направлние которое на сегодня мне кажется наиболее продуктивным и есть смысл, так сказать, всячески осмысливать его - получается что это не глэм, а глэм-трэш - все это абсолютно иронично и созданно замечательными ребятами из Питера - знаменитый “Клуб речников”, ответвленириями которого являются “Мастерские речников” - они делали такие клубы как Fish Fabrique в Питере, берлинские “СССР” и “Bastard”. Дизайнер, работавший над “Икрой” - Денис “Хомяк” - живет сейчас то в Берлине, то в Москве.

Вокруг “Икры” уже распространяется небезоснователььная легенда о том, что большая часть этого интерьера была просто привезена из Берлина, вплоть до обоев, светильников, бахромы, краски для стен, изображений Мадонны в золоченых рамах. Гриша Гольденцвайг и Хомяк мотались по берлинским магазинам, облазили весь Кройцберг и фактически в чемоданах довезли большую часть того, что мы здесь видим.

У нас невозможно купить все эти вещи?

У нас это достать просто нереально! Нужны либо совсем трешовые места, типа городской рынок в Уланбаторе, либо Берлин. Насколько я понимаю, в Москве можно для этого интерьера добыть гвозди и, может... стеклопакет!

В последнее время не принято “заморачиваться” на тему интерьера - клубы формата “ОГИ” и “Китайского Летчика”....

Да, это кстати тоже очень хороший вариант - когда можно отдохнуть в голых стенах, но я думаю, что и для этого интерьера найдется духовный... ээ.... духовка для нетленки, короче, найдется стопудово!

Это сразу задает настроение - люди, приходя в наш клуб, попадают в ситуацию, когда невозможно не рассмеяться - весь этот искусственный мех в картинных рамах, камин, тоже с красным мехом... и человек, который отнесется к этому серьезно - над ним можно только улыбнуться, и если он говорит, что “у вас мех в картинах слишком дешевый”, то ясно, что человек этот просто не туда попал. Какие то штучки должны быть принципиально и откровенно пластмассовыми, а какие то вещи - очень дорогими...

Приглашенные музыканты... клуб как-то подстраивается под европейские туры или артист целенаправленно приглашается?

Да, в большинстве случаев музыканты специально выписываются для концерта в нашем клубе. Ааvikko, например, давали последний концерт в Питере полмесяца назад, и это тоже никак не подгонялось под европейское турне.

Ну, Aavikko,  - это заслуга Григория, наверное, ведь он и “Ночь независимости” организовывал...

Конечно, он очень хорошо знает финнскую сцену, очень хорошо владеет финнским языком, в этом случае он, как говорят англоговорящие люди, mastered. Когда речь идет о скандинавских артистах, Грише нет равных... так что фактически клуб открывался друзьями.

Вот сейчас Гриша мне показывает несколько новых проектов, из разряда “немажорных” групп, к сожалению, я пока не могу раскрыть имена, но это абсолютно точно стоит того, чтобы услышать в Москве. Могу сказать только, что это будут гости из Бостона, так что... планов громадье, останавливаться не получится, запуск ракеты состоялся.

На апрель - из того, что уже известно  и подтверждено - много известных проектов: Пятница, Sons and daughters, Фестиваль французского джаза совершенно потрясающий - Ришар Гальяно, Жульен Луро... да не обидится Бутман, что все это происходит не у него... хотя у нас не было целью создать конкурренцию какому-то из московских клубов.

Ясно, что и мы не можем сделать все то, что нам хочется, и Бутман не может взяться за все проекты, которые ему предлагают, хотя, я думаю, что процентов шестьдесят из этого ему действительно было бы интересно сделать. И “Точка”, и “Б2”, и “16 тонн” также не могут вобрать в себя все что им бы хотелось.

Хотя  это очень мощные конкурренты, мы работаем с ними в одном поле, так что нет смысла идти на прямой конфликт, скорее стоит идти на прямой контакт и проводить в дальнейшем совместные фестивали.

Если говорить о клубах - ведь и Москва и Питер, не говоря уже о других городах, еще совершенно ненасыщены клубами...

Абсолютно ненасыщены! Но тут вопрос в том, что уникальных идентичностей у нас может быть несколько. Тогда как в городах, где больше людей и больше клубов, и где сама клубная культура развита, почти нет этих уникальных идентичностей, и совершенно нет никакой возможности занять свою нишу, например, в Лондоне, потому что там есть все и в таких количествах, что не снилось ни Москве, ни Петербургу.

Есть например огромное количество локальных клубов, созданных, условно говоря, под конкретный двор, куда никто из иностранцев носу не показывает, и если вдруг кто-то из них попадает туда, то думает - все, в Лондоне может быть только это!

Наверное Лондон не самый удачный пример, потому что количество групп там, как и в остальной Англии, просто зашкаливает...

Можем взять в пример тот же Берлин, хотя сами немцы считают себя провинциалами по отношению к тем же англичанам, а англичане - по отношению к нью-йоркцам... но и в самом Нью-Йорке есть такие же проблемы!

Как мне говорил Игорь Тонких, клуб планирует каждую неделю устраивать концерты известных западных музыкантов. И кажется, пока все идет как намечено... Почему, например, такие крупные клубы как “Б2” не могли себе позволить  такую роскошную программу?

Я думаю, тут речь идет не о товаре и цене, а об амбициях. Более того, люди скоро привыкнут к этому месту, и их потребности, по Марксу, будут возрастать. В какой то момент просто концерта Йохансона уже будет не достаточно.

Скорее всего уже в ближайшее время в Москве появится клуб с аналогичной репертуарной политикой - если что-то экстраординарное появляется, то сразу же появляется его клон - так всегда развивается капитал, эти закономерности еще в конце 19 века были прописаны. Будут свои отличия, но репертуарная политика будет направлена в то же русло. А еще через какое-то время таких клубов будет появляться все больше и больше. Тогда у человека и у клуба, который стоял у истоков течения встанет вопрос: каким образом развиваться дальше, чтобы отстроится от огромного количества клонов, а он просто обязан отстраиваться, и тут мы будем прилагать все усилия, чтобы оставаться единственными в своем роде как можно дольше.

А не боитесь за какой-то определенный период истощить кошельки меломанов?

Публика все-таки сегментированна. Одна ее часть настроенна на то, чтобы за двести рублей придти ночью посмотреть видео и потанцевать, другая - на то, чтобы раз в месяц отдать за концерт Йохансона тысячу две или три и потом дожидаться, например, Бобби МакФеррина или еще кого-нибудь подобного уровня... А третья часть публики будет приходить на музыкально интересные проекты - известные очень локально, например, только в Бостоне или в Гамбурге - проекты, интересные как музыкальные инновации.

Какую публику, например, вы видите на Фестивале французского джаза?

Тут как раз очень интересный момент: могут придти сибаритсвующие граждане за шестьдесят с сединой в висках и холеными ногтями, а может придти джинсовая аудитория, которой реально нравится эта музыка, но таких немного. Получается, что аудитория клуба делится не по возрастной или социальной или финансовой категории, а по категории вовлеченности в музыкальную жизнь и определенной музыкальной подготовленности.

Тоже самое и с икрой, как с продуктом. Икра - это олицетворение не чего-то заоблачно дорогого, а такого, к чему человек пристрастился, что понял на вкус. Точнее, наоборот - сначала попробовал, понял на вкус и пристрастился.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).