будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Карась Алена

Черное на белом

Черное на белом
kukly

Вот где должна проявиться изощренность рецензента: в чтении детективных романов! Если таковых он по недоумию не читает, то и не знает, бедный, как ему описать спектакль, когда изложение сюжета ему категорически запрещено.

Ограничимся и мы некоторыми общими соображениями. Борис Акунин сочинил для Молодежного театра совершенно оригинальный сюжет и изложил его в двух версиях, женской и мужской, совсем как Милорад Павич в "Хазарском словаре". Те, кто спектакль не увидит, прочитать обе версии смогут не скоро. Это раз. Поскольку в области театра Акунин успел сделать немного (всего-то написал сиквел на сюжет чеховской "Чайки", идущий в театре "Школа современной пьесы"), то в своей новой пьесе он продолжает стилизовать расхожие чеховские ситуации и персонажей. В "Инь и Ян" одна из основных версий преступления сводится к работе слуг. Слуги там замечательные: дурак-кучер (относится к важным для Чехова внесценическим персонажам) едет встречать чиновника по особым поручениям г-на Фандорина и по дороге ломает дрожки, из-за чего Фандорин ломает руку (ногу) и опаздывает к месту преступления. Другой слуга, Аркаша (Илья Исаев), пославший его на это гнусное дело, велит подпилить эти самые дрожки, чтобы Фандорин вовремя не поспел. Кроме того, все слуги в пьесе необычайно говорливы, а также отмечены лирическими страстишками. Когда в их тихом мирке появляется Фандорин (Алексей Веселкин) со своим знаменитым слугой Масой (Алексей Разин), женская часть людской, представленная шалуньей Глашей (Мария Рыщенкова), резко активизируется. Трио Аркаши, Масы и Глаши - абсолютный клон известной сцены на пикнике из "Вишневого сада", где Даша, Яша и Епиходов отчаянно пародируют барские любовные треугольники. Маса поет какую-то невиданную японскую песнь, а Даша с восторгом ему подпевает, вызывая гнев своего бывшего воздыхателя. Это два.

В "Инь и Ян" не только поют по-японски, но и поразительно на нем изъясняются. Вообще, Фандорин и его стильный, спокойно-созерцательный слуга Маса - самая яркая, выразительная пара этой театральной интриги. Говорят, что их диалог даже для японца исполнен какого-то смысла, а уж для отечественного зрителя он кажется верхом лингвистического мастерства. Это три.

Усадьба русско-польского барина, умершего подозрительной смертью и завещавшего таинственный веер своему племяннику, стилизована под японский дом (художник Станислав Бенедиктов). В нем самое элегантное - роскошные ширмы, которые ездят из кулисы в кулисы, обнаруживая новые повороты действия или скрывая за собой целые группы людей. Но до высот японских технологий здесь не дошли, все выглядит доморощенным: ширмы на колесиках передвигают спрятанные за ними люди. Делают они это медленнее, чем в кино, или просто на премьере ритм не задался. Впрочем, это может быть и эффектом (или дефектом, ибо сам эффект - вспомним Полония - по природе своей дефективен) прозы самого г-на Акунина: читать его интереснее, чем смотреть, потому что персонажи его, столь забавные на страницах книги, в театре оказываются слишком уж плоскими. Это четыре.

Пьеса г-на Акунина рассказывает про тот период жизни Фандорина, когда он только что вернулся из Японии и стал работать при московском генерал-губернаторе. Дядюшка, завещание которого вызывало такую высокую преступную активность, - сам любитель Японии, где они с Фандориным и познакомились. Потому эстетика спектакля посвящена Японии, с которой у режиссера спектакля Алексея Бородина тоже свои давние связи. Изысканный финал, в котором все персонажи являются на сцену, прямо сойдя с японских гравюр, вызывает острый приступ эстетического наслаждения. Это пять.

Кроме Фандорина и Масы главными действующими лицами истории оказываются язвительная, героическая и остроумная Инга (Дарья Семенова) и ее возлюбленный, фанатичный студент-биолог Ян (Степан Морозов). Это шесть.

Это отличная детская история, вполне подходящая для Молодежного театра, потому что кроме интриги в ней есть еще и мораль: таинственный японский веер позволяет своему владельцу обогатиться, разрушительно воздействовав на мир, или пострадать, но сделать благо для человечества. Что выберет герой - неизвестно, равно как неизвестно, какая версия пьесы, черная или белая, мужская или женская, будет сильнее востребована публикой. Это семь.

Текст опубликован в "Российской газете" от 27 апреля 2005 года.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).