будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура
Короленко Псой

Черный квадрат в кубе

Черный квадрат в кубе
98_08

«Несовременные» художники не уступают «современным» в стремлении работать с пространством провинциального города. Казалось бы, еще вчера на фестивале «Арт-местечко» в Шаргороде мне рассказывали, как современный художник говорил таксисту: «Реализм – что в нем «реального»? Шишкин, Репин – сосновый лес, поля ржи. Но это же не лес и не поля, а краски и бумага. А черный квадрат, он и есть черный квадрат». А вот не прошло и месяца после Шаргорода, как Вера Калмыкова пригласила меня в Павловский Посад на свой совместный проект с Маргаритой Марковой – выставку «Цвет Звука», открывающую новый социально-культурный проект «Дом Широкова».

По-моему, это что-то симметричное «Арт-Местечку». Современный художник приезжает в провинцию не для того, чтобы продать свой продукт местным жителям, а для того, чтобы из «прекрасного далека» воззвать к своей целевой группе – конкурентам по цеху – и приобрести символический капитал, который конвертируется в реальный. Несовременный художник не имеет возможности «воспроизводиться» по такой модели. У него нет оснований делать ставку на постиндустриальную «экономику внимания». Он воспроизводится дедовским способом – напрямую привлекает реального и вполне кредитоспособного «простого», непосвященного, в том числе местного, зрителя. Как и его «современный» брат по искусству, он вкладывает деньги в свой проект или ищет спонсора – при этом амбиции не меньшие.
По словам Калмыковой, проект «Дом Широкова» направлен на «депровинциализацию» небольшого подмосковного выставочного зала c последующей интеграцией Павловского Посада в социальный и культурный процесс «столицы».

Действуя таким образом, «несовременный художник» или куратор рискует потерять продвинутого столичного зрителя, у которого предложение «посмотреть музыку» вызывает не меньше скепсиса, чем «черный квадрат» у шаргородского таксиста. Ведь эти игры в «выражение одного искусства средствами другого» – в лучшем случае грамотный китч, в худшем – порочное агрессивное дилетантство, разврат неведения. Риск потерять время и «место» в голове очень велик. Тем более, полтора часа на электричке по маршруту Венички – или три часа на автомобиле по Горьковскому шоссе, кому как хуже. С другой стороны, как известно, именно «из такого сора» рождается самое гениальное. Дух таможенника Руссо стучит в сердце и нашептывает: «Съезди, попробуй. А вдруг получится». Обычно я предпочитаю рискнуть. И это работает.

И вот я уже в «Доме Широкова», где как раз в день моего приезда недорого продаются красивые украшения из полудрагоценных камней и серебра, а также кожаная и даже замшевая обувь подмосковного производства. Бусы, которые в Москве стоят 200 рублей, здесь можно купить за 50. Казалось бы, незначительная разница. Но ведь и туфли, которые ты в Москве купила за полторы тыщи, на этой выставке стоят 500. А вокруг прилавков ты видишь произведения искусства – картины, написанные на холсте или оргалите маслом или акрилом, компьютерную графику, фотографию, изящные декоративные тарелки, деревянные и другие скульптуры, призванные визуализировать музыкальные «образы», от  «Carmina Burana» и Моцарта до Баха и Шнитке, от ‘Doors’ и Гребенщикова до чукотского и перуанского народного пения.

Поскольку «веянья времени» выражаются в «направлениях», охватывающих все виды искусства, сотворить «цвет звука» нетрудно. За полтора столетия манифесты эпохи перехода от романтизма/реализма к модернизму сменились популистскими масскультовскими дискурсами типа «уроков музлитературы», где предлагалось «представить себе» мелодию в виде пейзажа. Визуально-акустическая метафора стала штампом европейской культуры, закрепленным в таких текстах, как «Слепой музыкант» Короленко. Визуализировать музыку можно не только через формальную или содержательную привязку композитора к художнику того же, или родственного, «направления». Можно просто сделать музыку «саунд-треком» к картине. Кстати, в обоих стратегиях проявляестся единый контекст «несовременного» и «современного» искусств. Отсылка к «стилевому контексту» является концептуальным жестом, задающим смысл ценность продукта, а саунд-трек – это вообще частый прием синкретически мыслящих «контемпорари-артников».

Первым я заметил Моцарта. И, кажется, как ни смешно, даже «догадался», что ласкающие и веселящие глаз бело-голубые лубочно-классицистические австро-немцы в бальных туфлях, как бы сошедшие с полотен Борисова-Мусатова, легко и непринужденно «крашеные» маслом по оргалиту на ассиметричных (фирменное ноу-хау Игоря Семенникова) картинных плоскостях – это Моцарт. Но «слёзный» путь души в горние обители, изображенный Андреем Бозиным на большом вертикальном холсте в «условно-символистской» манерке – дело рук того же венского классика, написавшего «Реквием». Кроме Моцарта, Игорь Семенников представляет триптих по мотивам III части 3-й симфонии Рахманинова и «Синюю Птицу» Шнитке в виде псевдо-конструктивистской абстрактной скульптуры из дерева, оргстекла и металла. В свою очередь, живописатель Лакримозы также воссоздал Carmina Burana в виде березово/бирюзово-рябинового/карминового квадрата и «Токкату ре-минор» Баха средствами психоделической карандашной графики, которую практически невозможно забыть.

Противоположный концептуальный полюс выставки для меня представляют работы Анны Голубевой и Ирины Ратуш. Здесь я не смог ни «отгадать», ни, тем более, «опознать» ни одного композитора, а только стоял и любовался на картины. И это при моем общеизвестном визуальном «кретинизме»: до недавнего времени я останавливался только возле тех картин, на которых были какие-нибудь слова или тексты – подпись художника не в счет. Визуальная «музыка» Голубевой – резкая, контрастная,
очень интенсивная, насыщенная информацией о людях, вещах, положениях, ситуациях, процессах – не нуждается, пожалуй, ни в какой «контекстуализации» и ни в каком «синкретическом измерении». То же самое можно сказать и про картины Ратуш, которая выступает на этой выставке в своей «импрессионистически-туманной» ипостаси, хотя портреты и натюрморты у нее не менее выразительны, чем у Голубевой. Утопический дух  «визуализации музыки» уступает здесь место современному духу «дружественной информационной среды». «Специальное предложение» состоит в том, чтобы музыку рассматривать как подходящий саунд-трек к картине. Вполне естественно, что за дверью под «старым холстом» Анна Голубева прячет Горана Бреговича, Тома Уэйтса, «вневременного» Баха и Альбинони, а Ирина Ратуш – ‘When The Music’s Over’ Джима Моррисона, «Туман над Янцзы» и «Великую железнодорожную симфонию» Гребенщикова, перуанцев, Эдит Пиаф, бенгальских садху и того же Баха, что характерно.

Деревянные скульптуры Сергея Яковлева «Имеющие уши» и «Флейта Крысолова» не имеют музыкальных прообразов. Связь с музыкой осуществляется здесь за счет знаковых компонентов изображения. Приятно, что можно потрогать («поиметь») уши, и поиграть если не «на» флейте, то по крайней мере «с» флейтой, которую печальный крысолов обреченно вставляет в рот крысе. Наслаждаясь соприкосновением с поверхностью, мы получаем возможность дополнить визуальный и акустический способы восприятия еще одним способом – тактильным.

Если двигаться по часовой стрелке, то выставка начинается с пушистого, как ветер и снег, гобелена Любы Платоновой, посвященного квартету Мальциуса, а заканчивается «воспоминаниями о Китае» Жан-Мишеля Жарра в исполнении фотохудожника Сергея Иванова, знакомого посетителям «Апшу» и «Проекта О.Г.И.» по своим экспозициям «Люди и положения» и «Русская провинция». На фоне капелек и льдинок, наводняющих все работы Иванова в этом зале, удивляет и особенно радует плывущая чайка, которую хочется по-домашнему назвать «уточкой», схватить и увести с собой домой в Москву.

Похоже, создатели выставки «Цвет звука» рисковали не меньше, а то и больше меня. Одно дело – сесть в электричку и приехать в Павловский Посад, другое дело – не побояться упреков в банальности и наивном утопизме и дать волю своему интуитивному желанию, иррациональному «порыву» противопоставить «свою вещь» пресловутому «бесконечному тупику» постмодернистского искусства, которое является саморефлексией, «автометаописанием». Художники как бы говорят: да, мы понимаем, что всякий там «цвет звука» – это расхожая метафора «времен Очаковских и покоренья Крыма». Но нам очень хочется, именно сегодня, «нарисовать Моцарта», и мы честно говорим об этом, не сбиваясь ни на какую конъюнктуру.

«Цвет звука» бросает двойной вызов «контемпорари-арту» – не только культур-экономический, но и собственно эстетический. Действительно, насколько Малевич «реалистичнее» реалистов, настолько же «концептуальнее» «контемпорари-артников» создатели «Цвета Звука» в их наивно-циничной и традиционно-утопической заявке изобразить музыку красками. Если любой объект постольку является искусством, поскольку он «защищен концепцией», то тривиальный «художественный метод», которым пользовались деды и прадеды, может оказаться стократ «концептуальнее» любого другого. А «цвет звука», о котором мечтали ранние авангардисты и над которым смеялись потом их ученики – это самый что ни на есть «черный квадрат» в кубе. 

Выставка «Цвет Звука» проходит в выставочном зале «Дом Широкова» до 1 октября. Павловский Посад, площадь Революции, д. 9. Электричка Горьковского направления («Петушки – Крутое») с Курского вокзала.

Короленко Псой
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).